Фальстарт МорАда: внеплановый аудит, которого нет

19 августа портовое сообщество всколыхнула новость о «внеплановом аудите» ЧерноморНИИпроект. “Порты Украины” сообщали об этом.

Аудит якобы назначили приказом Государственной службы морского и речного транспорта от 16.08.2019 года № 324, фото которого и взорвали публичную плоскость.

Оставим за рамками этой статьи фактические и политические аспекты, а пройдемся по юридическим.

А был ли мальчик?

На публично доступном экземпляре приказа отсутствует подпись лица, которое указано как подписант, а именно и.о. главы – Д. Балибердина.

На момент написания статьи, а это конец рабочего дня 20.08.2019 г. в перечне официальных документов МорАда, доступном по ссылке https://marad.gov.ua/ua/acts-search приказ с такими реквизитами отсутствует.

Предположим, что мальчик действительно был.

Проведение внутреннего аудита в структурах распорядителей бюджетных средств предусмотрено ст. 26 Бюджетного кодекса Украины. Основными нормативно-правовыми актами в сфере внутреннего аудита являются:

  • Порядок осуществления внутреннего аудита и создания подразделений внутреннего аудита, утвержденный постановлением КМУ от 28.09.2011, № 1001 (далее – Постановление № 1001)
  • Стандарты внутреннего аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Украины, от 04.10.2011 г. № 1247 (далее – Приказ № 1247).

Эти акты регулируют общий порядок внутреннего аудита, а детализация предполагается на уровне внутренних документов, основным из которых должен быть приказ по министерству или ведомству, который устанавливает порядок проведения внутреннего аудита.

Например, соответствующий приказ о порядке проведения внутреннего аудита принят в Минюсте, ознакомиться с ним можно по ссылке https://bit.ly/2MsDbps. Такой порядок – это комплексный документ, который охватывает все аспекты назначения и проведения внутреннего аудита и содержит ряд приложений, существование которых предусмотрено Постановлением № 1001 и Приказом № 1247.

Таким образом, основным нормативным актом, который регулирует проведение внутреннего аудита в рамках соответствующего министерства или иного центрального органа исполнительной власти, является приказ о порядке проведения такого аудита з целым рядом обязательных приложений. Ссылки на такой документ приказ № 324 не содержит.

МорАд подобного приказа не издавали.

В соответствии со ст. 19 Конституции Украины субъекты властных полномочий, к которым относится и МорАд, должны действовать только на основании, в рамках полномочий и в порядке, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. А это значит, что отсутствие установленного в соответствии с законодательством порядка реализации полномочий, лишает госорган права реализовывать такие полномочия.

Поэтому, несмотря на всё желание МорАда провести аудит в ЧерноморНИИпроекте, с совершенно понятными целями, тут явный фальстарт, зеленый свет может загореться только после унормирования порядка, в соответствии с законом.

Дефекты формы и дефекты смысла.

  1. Подразделение МорАда по внутреннему аудиту – как суслик из известного фильма, официальные публичные источники разнятся в данных о существовании такого подразделения/специалиста в структуре МорАд. При этом, более официальные говорят о том, что его в структуре госоргана все таки нет. Так кто же должен утверждать состав группы?
  2. Приказ не отвечает требованиям даже общих нормативных актов к его реквизитам и содержанию, как и программа аудита. В частности, не указано основание для проведения аудита. Таким основанием может быть только мотивированное решение руководителя, принятое на основании приказа о порядке проведения аудита, которого в МорАде нет. Не отвечает таким требованием и Программа аудита.
  3. Вопрос государственной безопасности? В «группу захвата аудита» включен некий сотрудник СБУ. Приказ № 1247 действительно предусматривает возможность включения «залученого фахівця» или «залученого експерта», такое привлечение осуществляется по письменному согласию руководителя органа, где работает такой «фахівець». Тут возникает два вопроса – а) в какой области знаний, необходимых при внутреннем аудите является экспертом сотрудник СБУ; б) не считает ли себя МорАд филиалом Офиса Президента, который в недавнем прошлом формировал экспертные группы по определённым направлениями с указанием «(за згодою)»? Очевидно, формулировка показалась симпатичной специалистам по внутреннему аудиту из МорАд. Вот только в случае с ОП такая формулировка не противоречит законодательству, а в случае с МорАд – противоречит.

Что делать?

Судебная практика содержит немало примеров удачного обжалования подобных приказов и с гораздо меньшей степенью дефектности, чем «приказ № 324». Поэтому, если приказ из статуса «суслика» перейдет в статус официально подтверждённого документа – наиболее верным решением будет обжаловать такой приказ и истребовать у МорАда документы, которые должны опосредовать реализацию полномочий по внутреннему аудиту.

Резюмируя, хочу высказать уверенность, что портовое и юридическое сообщество Одессы не дадут в обиду такое знаковое для отрасли учреждение, как ЧерноморНИИпроект.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *