«ЕВТ Грейн». Рекорд роста при избытке портовых мощностей

Портовый оператор «ЕВТ Грейн» активно наращивает грузооборот. Уже в этом сезоне компания перевалила более 1 млн тонн зерновых и, судя по настрою руководства, сбавлять обороты не собирается. Наоборот, в компании анонсируют существенное прибавление портовых мощностей и, несмотря на непростые условия, связанные с пандемией и сокращением грузовой базы, продолжают оказывать услуги клиентам, контрагентам и развивают терминал

После старта EVT Grain в порту «Ольвия» в декабре 2018-го портовый оператор демонстрирует самые высокие показатели роста объемов перевалки на рынке: +435%. Если за неполный МГ 2018-2019 удалось обработать лишь 483 тыс. тонн, то уже в следующем сезоне этот показатель вырос до 2,1 млн тонн.

Конечно, такой результат невозможен без скрупулезного распределения инвестиций и принципиальных предустановок в работе с клиентами.

Айварас Каралюс,
директор по финансовым вопросам EVT Grain

«Мы принципиально не конкурируем с нашими клиентами в услугах по продаже зерна, как это из-под полы делают некоторые участники рынка. Наш бизнес построен только на высококачественных услугах по перевалке в порту. Работая на наших мощностях, клиент может быть уверен, что с его продукцией работают на самом высоком уровне, используя при этом новое оборудование, которое не снижает товарную стоимость зерна», – говорит директор по финансовым вопросам EVT Grain Айварас Каралюс.

По его словам, в условиях растущей конкуренции критически важны как опыт команды, так и развитие терминального комплекса, вложения в инфраструктуру и основные сервисы предприятия.

Работники портового оператора гордятся, что их терминал спроектирован и построен с нуля, на отдельном участке с собственной акваторией. Это дает определенные преимущества: новое оборудование не требуется «вписывать» в уже существующие мощности, а риски, связанные с доступом к причалу, отсутствуют вовсе. По утверждению представителей EVT Grain, их клиенты имеют полный доступ к информации по грузам и могут воспользоваться консультациями менеджеров терминала в любое время.

В новом сезоне руководство компании анонсирует существенное прибавление мощностей. Известно, что терминал осуществляет строительство на своей территории нового причала №3. Его длина составит 180 метров, глубина у причала – 11,5 метров. По словам представителей портового оператора, он будет оборудован новой судопогрузочной машиной Neuero SL 1000 для перевалки зерновых. Запуск этой машины анонсирован на конец 2020 года, после чего EVT Grain будет располагать одним из самых широких фронтов работ среди всех портовых операторов Украины – 420 метров. Причем напольные склады предприятия полностью механизированы и позволяют избежать ухудшения качества, например кукурузы.

«Опыт наших акционеров при принципиальном подборе персонала и оборудования, а также формировании стратегии для входа на рынок, позволяет говорить о том, что мы нашли золотую середину и инвестировали в хорошую технологию, которую следует развивать», – говорит Каралюс.

Высокопроизводительные ленточные конвейеры на EVT Grain позволяют обеспечивать необходимое клиентам качество перевалки с большой точностью. Часто к отгрузке пшеницы требования применяются не поклассово, а по определенному набору показателей, где важен правильный бленд.

После увеличения емкостей хранения и запуска дополнительного перевалочного оборудования пропускная способность терминала вырастет до 4,5 млн тонн в год.

Сергей Гунько,
директор портового оператора EVT Grain

«Благодаря этим новшествам мы сможем переваливать зерновые грузы на одном причале со скоростью около 2500 тонн/час одновременно двумя судопогрузочными машинами, а на втором – от 1200 тонн/час, в зависимости от груза. Насколько мне известно, ни один терминал не может предложить клиенту такие возможности по скорости обработки судна. Мы стараемся обеспечить для зернового рынка самые лучшие услуги по скорости приемки, отгрузки, хранению, накоплению и, самое главное, лояльности к клиенту», – объясняет директор портового оператора Сергей Гунько.

Будущий календарный год для бизнеса несет те же риски, что и прошлый: последствия пандемии COVID-19 и снижение производства, формирующего грузовую базу. Впрочем, подобная ситуация наблюдается во всех портах Украины, и в таких условиях самую важную роль в работе с клиентами играет гибкость информационного обмена и агентских услуг, а также география внутренних перевозок.

Николаевский регион имеет большие перспективы с точки зрения развития логистики зерна и привлечения грузовой базы. Постоянный рост мощностей перевалки и благоприятные условия рынка, связанные с формированием резервов продовольственной безопасности, позволили достигнуть демократического уровня цен на экспорт хлебных грузов. Это, в свою очередь, позволило Украине обрести конкурентное преимущество перед Россией в борьбе за торговые позиции на рынке Турции и Египта.

Прежде всего, следует отметить, что 2019/2020 МГ отметился рекордным урожаем зерновых – 98 млн тонн (вместе с масличными и зернобобовыми). Однако, в новом маркетинговом году ожидается урожай на уровне 82-83 млн тонн в связи с неблагоприятными погодными условиями для урожая поздних зерновых культур. Соответственно, прогноз экспорта в текущем сезоне снижен с 56,3 до 48-49 млн тонн.

Специализированный морской порт «Ольвия», к которому терминал EVT относится по морской безопасности и уплате портовых сборов, расположен в 25 км от Порта Николаева на левом берегу Днепро-Бугского лимана. Соответственно, вопрос уменьшения канального сбора за прохождение Бугско-Днепровско-Лиманского канала (БДЛК), других сборов и плат к экономически обоснованному уровню является одним из системообразующих сдерживающих факторов экономического развития региона. Организация бесперебойной работы порта и проходов по БДЛК уже сейчас требуют перераспределения средств.

«Николаев очень удобен для клиентов, ведь до него гораздо ближе, чем до портов Большой Одессы. Единственное, что всех смущает, – это высокий уровень портовых сборов. При этом для нас важны даже не сами ставки, а порядок использования этих средств. Ведь деньги, заработанные в Николаеве, тратят на Ильичевск, Южный и так далее. Мы считаем эту позицию в корне несправедливой и будем в рамках портового и морского сообществ добиваться внимания к этому вопросу», – заявил Сергей Гунько.

Проходная осадка БДЛК – 10,3 метра, что не позволяет загрузить у причала, например, судно типа рanamax дедвейтом 65-70 тыс. тонн без догрузки рейде. В итоге на работу с таким судном требуется в среднем на несколько суток больше, а целесообразность затрат на эти операции при гармонизированном развитии рынка и вовсе могла бы оказаться под большим вопросом. Все это приводит к ценовым манипуляциям для привлечения клиентов в конкурентной среде как порта, так и всего региона целиком.

Многие кулуарные и публичные разговоры посвящены обеспечению конкурентного преимущества портов Большой Одессы посредством завышенных портовых сборов в портах Николаевского региона. Особенно канального сбора за прохождение БДЛК. В сумме с тем фактом, что по каналу можно двигаться только в определенное время суток и с большой оглядкой на погоду, морские порты здесь развиваются скорее «не благодаря, а вопреки». Ведь технические возможности БДЛК в области наладки двустороннего круглосуточного прохождения и увеличения паспортных глубин – пока даже не на стадии согласования.

Стоит заметить, что увеличение паспортных глубин БДЛК могло бы иметь гораздо большую поддержку и аргументацию, если бы в регионе было много портовых гидротехнических сооружений, рассчитанных на глубины у причальной стенки более 11,5 метров. Но пока что новыми причалами в окрестностях Николаева не может похвастаться ни один другой портовый оператор, кроме EVT Grain.

Сегодня в порту «Ольвия» работают три оператора: EVT Grain – портовый оператор, (эксплуатирует морской терминал EVT), ГП «Стивидорная компания «Ольвия» – портовый оператор, предмет концессии катарской компании QTerminals, и ГП «Укроборонсервис» – портовый оператор, основным направлением деятельности которого является экспорт и импорт продукции и услуг военно-технического и специального назначения.

Важно, что QTerminals уже запланировали проектно-изыскательские работы по строительству нового зернового терминала и перевалочного комплекса мощностью в 2 млн тонн в год и с новейшим техническим оснащением, что создаст дополнительные вызовы для EVT Grain. Сегодня терминал обслуживает шесть крупных клиентов, которые также пользуются услугами стивидоров на «глубокой воде».

Дмитрий Манолюк,
ССО EVT Grain

«Мы помогаем с подбором партнера для свопа (в случае, если своего груза не хватает), с любыми вопросами касательно приемки, работы лаборатории, агентов и экспедиторов. Мы работаем, даже если вопрос выходит за рамки утвержденных инструкций. Главное в этом оперативность и деликатность. Чтобы клиент всегда чувствовал, что он может положиться на терминал и его вопросы будут решены оперативно и результативно», – заверил ССО EVT Grain Дмитрий Манолюк.

По его словам, компания активно развивает железнодорожную логистику от тупиковой станции «Октябрьская» и может похвастаться качеством работы лабораторий. На территории терминала три собственных пути с фронтом подачи по 16 вагонов. На двух из них присутствует фронт выгрузки по четыре вагона. Третий путь используется для отстаивания вагонов, когда необходима дополнительная проверка и уточнение качества поступающего груза. Еще одна линия выгрузки будет запущена в следующем году.

Такое активное развитие портовых предприятий Корабельного района Николаева требует заблаговременного строительства еще одного пути и электрификации. Уже сейчас «Укрзализныце» приходится вводить лог контроли, чтобы не создать транспортный коллапс.

«Железнодорожное сообщение со станцией «Октябрьская» осуществляется по однопутной магистрали. Мы подтверждаем выгрузку до 200 вагонов в сутки, но реально приезжает около 100-120. При общей расчетной мощности станции «Октябрьская» в 1000-1200 вагонов, «Укрзализныця» искусственно регулирует подачу в районе 600-800 вагонов с оглядкой на возможный простой. Также в сутки мы принимаем около 380 авто через шесть точек выгрузки. Весь груз проходит через наши полностью оснащенные лаборатории – для авто и ж/д выгрузки», – сообщил Дмитрий Манолюк.

Все процедуры проверки и контроля качества партий зерна, зернобобовых и масличных культур, которые поступают, хранятся и отгружаются на экспорт, начинаются с отбора проб. С автомобилей и вагонов он производится согласно ДСТУ: с помощью механических (Intersystems) и ручных пробоотборников. После выделения – органолептический анализ, определение зараженности, наличия карантинных, токсичных и вредных семян и другие анализы, предусмотренные нормативными документами на каждую культуру.

Отбор проб зерна в автолаборатории выполняется с помощью пневматического пробоотборника. На терминале планируется увеличение мест отбора проб с автотранспорта в два раза, что позволит производить пробы с четырех автомобилей одновременно.

Продолжительность определения качества зерна имеет различия и зависит от требований и применяемых стандартов. В среднем – от 20 минут до 1 часа 20 минут.

Галина Прудкая,
руководитель лаборатории EVT Grain

«Качество и оперативность проведения анализа зависит от нескольких факторов: высококвалифицированного персонала, правильной организации работы в сменах и взаимозаменяемости лаборантов, а также их правильной расстановки на всех этапах, от отбора проб до внесения данных в программу. Наличие подходящего современного оборудования и знания международной нормативной базы позволяют нашим клиентам работать в соответствии с внешнеэкономическими контрактами», – говорит руководитель лаборатории EVT Grain Галина Прудкая.

По ее словам, максимальное количество обработанного лабораторией транспорта (автомобили и вагоны) составило 462 транспортных единиц в сутки. Так, при отгрузке пшеницы разных классов, их смешивание производится пропорционально еще до борта теплохода (на конвейерных лентах), для получения контрактного качества и однородности отгружаемой партии.

Пока продолжается строительство, руководство компании о далеких планах предпочитает не говорить. Но делая скидку на позитивные отзывы и большой (с 1999 года) опыт работы в Украине, следует ожидать, что EVT Grain найдет надежных клиентов, а развивающиеся мощности себя окупят.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *