Если не сидеть сложа руки

По итогам первого полугодия 2003 года наибольший прирост грузооборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года среди морских торговых портов Украины обеспечил Ренийский порт — плюс 83,6 %. Как этого удалось добиться, редакция попросила рассказать начальника порта Федора Павловича Бедина.

Причин несколько.

Во-первых, мы делаем все, чтобы о нас узнали потенциальные клиенты: порт рекламируется в средствах массовой информации, участвует в выставках, конференциях, активно ищет потенциальных грузовладельцев и работает с ними. Для нас такая активность является просто условием выживания, учитывая известные сложности с железной дорогой, проходящей к порту через территорию Молдавии.

Во-вторых, наш порт всегда оставляет у клиентов хорошее впечатление, даже если они по различным причинам от нас уходят. Клиентам нравится качество работы в порту, уровень сохранности грузов, отсутствие коммерческого брака.

В-третьих, емкость дунайского рынка в последнее время заметно увеличилась. Мы явственно ощущаем улучшение экономической ситуации в придунайских странах, на которые идут грузопотоки через Рени, другие украинские порты. Например, еще в прошлом году некоторые грузы на Болгарию — уголь, кокс, рудные материалы — нередко не оплачивались вовремя и оставались подолгу лежать на складских площадях порта. Но уже в нынешнем году таких случаев практически нет. Все грузы вывозятся вовремя.

Особенно удачно мы поработали в этом году с казахстанским транзитным зерном, идущим через известного трейдера — фирму «Гленкор». Зерно шло к нам железной дорогой, затем переваливалось на речной тоннаж и уходило в Констанцу, а оттуда уже морским тоннажем в дальнее зарубежье. Схема транспортировки выглядит сложной и недешевой. Но здесь важно было отладить весь перегрузочный процесс, чтобы он шел четко, слаженно, с высокой интенсивностью, без потерь. И нам это удалось сделать вместе с румынской компанией ТТС. Эта компания и раньше занималась перевозками из Рени в Констанцу, где в ее распоряжении есть два причала и возможности для накапливания судовых партий. Мы сработали очень хорошо, перегружая в сутки до 140 вагонов. Причем работали по прямому варианту, поскольку в порту нет емкостей для хранения зерна.

Если посмотреть на всю номенклатуру грузов, то зерно дало нам до 60 % всех грузов, переработанных за первое полугодие.

К сожалению, несмотря на приличный рост грузооборота, грузы у нас не относятся к разряду высокотарифных. А порту так много требуется сегодня средств, чтобы хотя бы поддерживать в нормальном техническом состоянии производственные мощности. Ведь у нас лет десять не ремонтировались портальные краны, автодороги, путевое хозяйство, здания. Сегодня мы уже начали потихоньку красить краны, чинить кровли и прочее, но денег не хватает. Самая большая проблема, требующая безотлагательного решения, — найти средства на ремонтное черпание акватории порта. Надеемся на помощь государственного объединения «Укрморпорт».

Наша ситуация усугубляется тем, что порт — единственное крупное предприятие в очень небогатом районе, и на нас так или иначе лежит ответственность за положение дел в городе Рени и районе.

Несмотря на то, что мы затрачиваем массу усилий для привлечения грузов, суммарные тарифы украинской и молдавской железных дорог зачастую делают эту работу напрасной, поскольку перевозка грузов на соседний Измаил обходится для грузовладельца, в зависимости от вида груза, дешевле на 1,4—3,2 доллара за тонну. Мы по-прежнему видим единственный выход из этого положения в строительстве железной дороги в обход Молдавии — это примерно 48 километров от станции Дзенилор до Рени.

Но это пока мечты. А вот намеченное на ближайшее время строительство судоходного канала по украинской части дельты Дуная в Черное море уже в следующем году могло бы существенно увеличить традиционную для нас перевалку грузов с морского тоннажа на речной. В порту таким образом переваливаются нефтепродукты, удобрения, уходящие затем вверх по реке. Но эта работа сдерживается дороговизной прохода судов по каналу Сулина в Румынии. Если свои, более дешевые услуги предложит новый украинский канал, то эти грузопотоки через Рени, по нашим оценкам, могут вырасти вдвое. Ведь многие российские компании проявляют все больший интерес к дунайскому рынку.

Еще один совсем новый грузопоток, который мы ожидаем, скоро появится благодаря газовому терминалу, только что построенному в специальной экономической зоне Рени на территории порта. Деньги в этот проект инвестировала российская компания. Мощность терминала — до 250 тысяч тонн. Сжиженный газ будет поступать по железной дороге и переваливаться в емкости, где можно делать смеси для отправки в европейские страны. Дело в том, что в Украине традиционная смесь газа — 60 % пропана и 40 % бутана, а в Европе — 70 % пропана и 30 % бутана. Потом речными судами-газовозами газ пойдет вверх по Дунаю. Но возможен и другой вариант: автомобилями-газовозами через паромную переправу Рени — Русе.

Газовый терминал полностью готов к эксплуатации. Мы ожидаем, что с традиционным осенним повышением цен на газ начнется и его отгрузка в порту.

Новшеством нынешнего года является и открытие в марте новой грузопассажирской линии Рени — Стамбул. Там работает турецкий паром «Каппадокия» — быстроходное и экономичное судно, которое может брать до 200 пассажиров и до 300 тонн грузов. Интересна история его появления в наших краях. Хозяин парома (а он владеет еще несколькими судами и занимается также туристическим бизнесом) услышал, что Турция ввела ограничения на прилет самолетов из Молдавии. Он тут же провел маркетинговое экспресс-исследование и выяснил, что его судно сможет с успехом взять на себя регулярную доставку жителей Молдавии в Турцию. И действительно: если в первых рейсах судно перевозило по 25—30 пассажиров, то в последних их число уже превышает сотню. В основном это граждане Молдавии. Судно заходит в Рени по расписанию раз в неделю. Билеты в круговом рейсе стоят от 100 долларов, и это с трехразовым питанием и возможностью двое суток гулять в Стамбуле, живя на пароме. С такими условиями, я думаю, работа линии вполне перспективна.

Учитывая предстоящее введение пошлин за проезд на автобанах в Германии и других странах Европы и введение там ряда ограничений экологического характера на проезд большегрузных машин, мы сегодня ведем переговоры с Ассоциацией международных перевозчиков Украины о создании в Рени крупного автотранспортного предприятия. Задача состоит в том, чтобы организовать транспортировку автомашин паромами через Ренийский порт по Дунаю в Германию и назад.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *