Контакты редакции:

ул. Коблевская 2/4 оф.4,
Одесса, 65125, Украина

Свяжитесь с нами!

Экспериментальный проект «в соответствии с законом»

На сайте КМУ появилось Постановление от 03.03.2020 г. № 174 с названием «О реализации экспериментального проекта по выдаче удостоверения личности моряка» (далее – Постановление об эксперименте).По результатам изучения Постановления об экспериментальном проекте признаков его жизнеспособности не обнаружено. При этом есть масса нестыковок с действующим законодательством.

С 1 июня 2020 года оформить удостоверение личности моряка будет можно через Центры предоставления административных услуг (ЦПАУ) – сообщило МИУ со ссылкой на соответствующее решение Кабинета Министров Украины. И действительно, на следующий день на сайте КМУ появилось Постановление от 03.03.2020 г. № 174 с названием «О реализации экспериментального проекта по выдаче удостоверения личности моряка» (далее – Постановление об эксперименте). Мы попытались разобраться с юридической точки зрения, в чём же, собственно, заключается эксперимент. Выводы неутешительны, но обо всём по порядку.

Итак, читаем п. 1 Постановления об эксперименте: «Запровадити реалізацію експериментального проекту щодо видачі посвідчення особи моряка». Многообещающе. Читаем дальше п. 2:  «Установити, що: 1) видача посвідчень особи моряка здійснюється у порядку, визначеному статтею 9 Закону України «Про адміністративні послуги».

Стоп-стоп-стоп.

Зачем издавать Постановление Кабинета Министров для того, чтобы написать в нём «действуем в соответствии с законом»? В этом нет никакого смысла.

Да, действительно, выдача удостоверения личности моряка – это административная услуга, которая должна оказываться государством своим гражданам. Вопросы оказания такого рода услуг государством Украина регламентируются двумя основными Законами «Об административных услугах» и «О едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус» (далее – Закон о демографическом реестре). Более того, упомянутой статьёй 9 Закона об админуслугах уже установлено, что административные услуги предоставляются субъектами предоставления административных услуг непосредственно или через центры предоставления административных услуг. Так в чём же эксперимент? Читаем дальше – может прояснится.

Подпунктами 2) и 4) пункта 2 Постановления об эксперименте установлено, что:

«2) експериментальний проект складається з таких етапів:

видача посвідчень особи моряка через державне підприємство, що входить до сфери управління Державної служби морського та річкового транспорту (далі — державне підприємство)  – до 31 травня 2020 р.;

видача посвідчень особи моряка через центри надання адміністративних послуг – з 1 червня 2020 р.».

На этом аспекте остановлюсь подробно, поскольку такой этап как «выдача удостоверения личности моряка через государственное предприятие, которое входит в сферу управления Государственной службы морского и речного транспорта» прямо противоречит Закону о демографическом реестре. В статье 2 данного Закона предусмотрен исчерпывающий перечень уполномоченных субъектов. В разрезе выдачи удостоверения личности моряка, среди прочих, таковым является: «державне підприємство, що належить до сфери управління центрального органу виконавчої влади, що забезпечує формування та реалізує державну політику у сферах морського і річкового транспорту, до складу якого входить капітан морського порту, або центральний орган виконавчої влади, що забезпечує реалізацію державної політики у сфері безпеки на морському і річковому транспорті, до складу якого входить капітан морського порту». Эта сложная конструкция простыми словами расшифровывается так: паспорт моряка может выдавать: 

1) госпредприятие в сфере управления МИУ, в состав которого входит капитан порта (таковым ранее являлось АМПУ), либо

2) Морская администрация, в состав которой входит капитан порта.

Видимо, попытка Постановлением КМУ ввести новое госпредприятие как уполномоченное лицо на оформление удостоверений личности моряка – и есть тот самый эксперимент. Однако же это незаконно.

Проблема отсутствия сегодня легитимных капитанов морских портов освещалась не раз. Здесь ограничусь лишь резюме: сегодня в Украине нет назначенных в установленном порядке капитанов портов в том понимании, которое структурно заложено на законодательном уровне в КТМ Украины, Законе о морских портах, Законе о демографическом реестре.  Их просто нет. Сегодня Морская администрация убеждает всех, что есть государственные служащие, которые исполняют функции капитанов портов. Но, во-первых, эти лица не входят в состав госпредприятия ни в сфере управления МИУ, ни в сфере управления Морадминистрации. Во-вторых, будучи начальниками отделов и заместителями начальников управлений в Морской администрации, такие капитаны сегодня входят в состав этого органа. Соответственно, они подпадают только под второй этап экспериментального проекта – выдача документов через ЦПАУ.

Вызывает недоумение отсутствие в Постановлении об эксперименте конкретизации, через какое именно госпредприятие в сфере управления Морской администрации до 31.05.2020 г. выдаются удостоверения личности моряка. Сегодня в сфере управления Морской администрации находятся 4 госпредприятия, при этом услуги морякам оказывает ГП «Сервисный центр морского и речного транспорта» (сокращённо – Морречсервис). В таком случае, почему прямо не указать именно на это предприятие?

К Морречсервису у морского сообщества есть масса вопросов.  Здесь хочу обратить внимание, что в риторике МИУ появились признаки подмены понятий. Всем известно, что одним из самых значимых достижений действующего Министра инфраструктуры является его участие в создании сервисных центров МВД. Всего в соответствии с Постановлением КМУ от 28.10.2015 г. № 889 «О создании территориальных органов по предоставлению сервисных услуг МВД» было создано 27 территориальных органов, которые содержат в своём названии слова «сервисный центр».  Что касается Морской администрации, то в её составе нет аналогичных территориальных органов. В то же время, слова «сервисный центр» содержатся в названии ГП «Морречсервис». Так вот, мы можем наблюдать, что официальные новости на сайте МИУ и сам сайт Морской администрации активно внушают, что Морречсервис – это и есть сервисный центр (как в МВД). Де-факто – подмена понятий, де-юре –  разные субъекты с разным статусом.

Читаем дальше п. 3): «органом, відповідальним за реалізацію експериментального проекту щодо видачі посвідчення особи моряка, є Державна служба морського та річкового транспорту.

Видача посвідчень особи моряка через державне підприємство здійснюється на основі узгоджених рішень Державної служби морського та річкового транспорту і державного підприємства»

Здесь снова нонсенс. Нет никакого смысла писать о согласованных решениях Морской администрации, которая является учредителем госпредприятия с самим этим госпредприятием. Учредитель на то и учредитель, что его решения не согласовываются, а исполняются учреждённым предприятием.

А вот с кем действительно должны быть согласованы решения Морской администрации по оказанию админуслуг  – так это с местными государственными администрациями или органами местного самоуправления, через чьи ЦПАУ планируют оказывать услуги по выдаче паспортов моряков с 01.06.2020 г.

Сегодня «сервисные центры» Морречсервиса действуют в Измаиле, Одессе, Мариуполе и Херсоне. Соответственно, для реализации второго этапа нужно, чтобы депутаты местных советов, как минимум, этих городов решением сессии утвердили перечень новых услуг, которые будут оказываться через ЦПАУ. Это влечёт необходимость найма и обучения новых администраторов, организации дополнительных рабочих мест и финансирования. На всё про всё Кабмин своим волевым решением определил срок до 01.06.2020 г. – т.е. меньше трёх месяцев. Сложно сказать, насколько такой срок реален. Для такого большого города как Одесса, скорее всего, нереален.

Читаем дальше: «3. Внести до розпорядження Кабінету Міністрів України від 16 травня 2014 р. № 523 “Деякі питання надання адміністративних послуг органів виконавчої влади через центри надання адміністративних послуг” (Офіційний вісник України, 2014 р., № 45, ст. 1193; 2017 р., № 90, ст. 2743) зміни, що додаються».

Данный пункт, хоть и вписывается в «эксперимент», однако же носит весьма ограничительный характер. Так, законом об админуслугах предусмотрено функционирование реестра административных услуг, который формируется и ведётся Минэкономразвития. Данный реестр содержит сводный перечень и информацию обо всех административных услугах и органах, которые их оказывают в соответствии с отраслевым законодательством.

В Реестр административных услуг по состоянию на 06.11.2019 г. уже отражены  17 пунктов, которые отражают админуслуги Морской администрации (пункты 297-313 списка). Три из этих 17 – это услуги морякам, которые помимо выдачи паспорта моряка включают также выдачу квалификационных документов моряка, выдачу удостоверения судоводителя малого/маломерного судна торгового судна, допущенного к плаванию судоходными речными внутренними водными путям Украины, удостоверение лоцмана, удостоверение государственного речного лоцмана, удостоверение лоцмана – оператора службы регулирования движения судов. Более того, Единый государственный портал административных услуг (https://my.gov.ua/) уже содержит информацию обо всех админуслугах в морской сфере. Единственным органом, который оказывает такие услуги, является Морская администрация. Ни слова о Морречсервисе.

Следующие два пункта Постановления КМУ не оставляют «экспериментальному проекту» никаких шансов на жизнеспособность. Читаем сначала п. 5: «Міністерству інфраструктури за погодженням з Міністерством фінансів, Державною казначейською службою, Державною міграційною службою та Міністерством внутрішніх справ забезпечити в установленому порядку затвердження Тимчасового порядку зарахування до бюджетів плати за надання адміністративних послуг з видачі посвідчення особи моряка».

Т.е. четырём Министерствам и Государственной казначейской службе предписано утвердить временный порядок зачисления денежных средств в бюджеты. При том, что второй этап стартует меньше чем через три месяца, а общий срок у экспериментального проекта – до 31.12.2020 г. Полагаю, что вероятность появления такого временного порядка стремится к нулю.

И напоследок: «4. Державній службі морського та річкового транспорту подати до 31 грудня 2020 р. Кабінетові Міністрів України інформацію про результати реалізації експериментального проекту».

Не нужно быть Вангой, чтобы предвидеть, что к концу года отчёт скорее всего будет выглядеть так: «Экспериментальный проект не реализован. Морская администрация сделала всё возможное, но она не виновата. Виноваты все остальные – местные советы, казначейство, министерства, перечисленные в п. 5 Постановления, что не способствовали реализации».

Такой отчёт может быть положен в основу утверждения «Хорошо, что у нас есть Морречсервис – вот он работает без всяких экспериментов».

Итого, по результатам изучения Постановления об экспериментальном проекте признаков его жизнеспособности не обнаружено. При этом есть масса нестыковок с действующим законодательством.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта

Репосты: