Экспедиторы и контейнерные линии: партнеры или конкуренты?

Сегодня сфера грузоперевозок фактически делится между двумя субъектами рынка: экспедиторскими компаниями и контейнерными линиями, представляющими собой судоходные компании, осуществляющие контейнерные перевозки.

Оба игрока имеют свои сильные и слабые стороны, при этом в последние годы наметилась тенденция укрупнения контейнерных линий, что ведет к четкой монополизации рынка.

С точки зрения удобства для конечного заказчика грузоперевозок и экспедиторские компании, и операторы контейнерных перевозок имеют свои достоинства:

  • экспедиторы фактически становятся субподрядчиками, подбирающими способы доставить груз по назначению в самый оптимальный срок с минимальными затратами;
  • прямые контейнерные перевозки позволяют отправлять большие партии грузов по множеству маршрутов морем — наиболее выгодным способом с точки зрения заказчика.

При этом нередко экспедиторы и контейнерные линии противопоставляются друг другу. Так можно ли их считать конкурентами, или речь идет все же о возможном партнерстве?

Монополизация контейнерных линий: чем это чревато для экспедиторов

Начнем с глобальных трендов в мировой логистике. В последние годы контейнерные линии набирают вес, и происходит это в немалой степени за счет слияния и поглощения судоходных компаний. Так, сегодня более половины всего рынка морских грузоперевозок контролируется крупнейшими судоходными компаниями: COSCO, CMA, CGM, Maersk, MSC и Hapag-Lloyd. Они же поглотили более мелкие контейнерные линии, оказавшиеся на грани банкротства в последние, сложные для логистики, годы.

С одной стороны, такая тенденция может негативно сказаться на востребованности экспедиторских услуг, ведь монополисты предоставляют свои услуги на более выгодных условиях, а экспедиторы нередко пользуются ими же, выступая в роли посредников между заказчиком грузоперевозок и контейнерной линией.

Еще одним тревожным фактором, определившим монополизацию контейнерных линий, стало открытие информации о тарифах контейнерных линий, которую сегодня можно легко получить на сайтах компаний, осуществляющих морские контейнерные перевозки. Среди экспедиторов пока прозрачности тарифной сетки добиться сложно.

В то же время хоронить экспедиторские компании все еще рано. И тому есть сразу несколько причин:

  • Спектр услуг экспедиторов всегда шире, чем услуги контейнерных линий. Если первые оказывают не только непосредственные услуги в сфере грузоперевозки, но и консультационные услуги, организацию хранения грузов, распределения грузов и локальные перевозки из портов на склады заказчика, то контейнерные линии — это только грузоперевозки морем. И точка.
  • Количество экспедиторских компаний в мире составляет более полумиллиона операторов. Контейнерных линий, как ни крути, гораздо меньше.
  • Диверсификация поставок — еще один козырь экспедиторов. Они могут подобрать под нужды заказчика перевозки сразу несколькими видами транспорта, используют более гибкие решения, например, при перегруженности портов задействуют железнодорожные грузоперевозки, комбинируют автомобильные перевозки и морские. Контейнерные линии чаще всего ограничены не только одним видом перевозок, но и количеством судов, тары.

Поэтому сказать, что контейнерные линии напрочь выжмут экспедиторов с мирового рынка логистики, нельзя. Но их монополизация вынуждает экспедиторские компании использовать новые методы и технологии, чтобы удержаться на рынке, выдерживать конкуренцию и поставлять свои услуги наравне с судоходными компаниями-перевозчиками.

Как экспедиторским компаниям не утратить позиции на рынке

Какие варианты действий экспедиторских компаний помогут им сохранить свою позицию на рынке?

  • Налаживание коммуникаций друг с другом. Прежде экспедиторы были скорее конкурентами. Но здоровая коммуникация отдельных компаний — это ключ к благополучию всех сторон. К примеру, если речь идет о небольших партиях грузов, отправляемых в один пункт назначения двумя разными экспедиторами, то аренда одного контейнера на двоих — это экономия и здоровый подход к использованию полезного места на судах-контейнеровозах. После прошлогоднего контейнерного коллапса к такому решению приходит все большее число компаний.
  • Установка прозрачных тарифов. То, в чем уже выигрывают контейнерные линии, может стать залогом успеха и для экспедиторов. Для этого необходимо разрабатывать единые платформы и базы данных, где информация о тарифах, загруженности и мощностях каждого экспедитора будет актуализироваться в реальном времени.
  • И отсюда же исходит еще один тренд, который поможет экспедиторам сохранить свою долю рынка. Это все та же диджитализация. Внедрение простой системы цифрового документооборота, возможность оставлять заявки на грузоперевозки и контролировать ход поставок для клиентов — все это выведет экспедиторов на шаг вперед.

Остается дело за малым: внедрять эти решения и подсчитывать их эффективность.

Возможно ли сотрудничество?

И тут мы подходим к главному вопросу: так все же, контейнерные линии и экспедиторы могут только конкурировать? Или разумное партнерство вполне возможно?

Ключевым фактором в решении этой задачи является точное обозначение функций каждого из игроков. Если для контейнерных линий это непосредственная доставка груза, уже отгруженного в контейнер, к месту назначения, согласно договору, то круг функций экспедитора гораздо шире. Он и взаимодействует с агентом линии, достигая соглашения о сроках и специфике поставки, он же и занимается подачей контейнеров под загрузку, он же организовывает подачу груза на загрузку со своего склада или напрямую со склада заказчика перевозки. И это только на первом этапе экспедирования. А чтобы не прерывать цепочку поставки, функции экспедитора требуются и по прибытии груза в порт выгрузки, ведь нередко груз далее необходимо либо поставить на хранение до востребования адресатом, либо доставить наземным транспортом в точку конечной отгрузки. И этим контейнерные линии заниматься точно не будут.

На самом деле именно партнерские отношения между судоходными компаниями и экспедиторами — это ключ к успеху. Друг без друга они фактически теряют половину функционала. Экспедитор без контейнерных линий будет ограничен в способах доставки грузов. Контейнерные линии без посреднических и дополнительных услуг экспедиторов просядут в количестве клиентуры. Поэтому оба эти игрока в сфере логистики просто вынуждены взаимодействовать и работать в связке, особенно, когда дело касается заказов от небольших компаний, консолидированных грузов, локальных грузоперевозок.

Сегодня представители контейнерных линий в силу монополизации могут переборчиво относиться к выбору экспедитора. Это вносит свои коррективы в распределение рынка. Но это же и мотивирует поставщиков экспедиторских услуг повышать стандарты качества сервиса, что, в конечном исходе, идет только на пользу самой отрасли и заказчикам перевозок.

Гибкость экспедиторов вкупе с мощностью контейнерных линий — это именно тот формат, который позволяет организовать цепочку поставок без разрывов, задержек и дополнительных затрат. И об этом стоит помнить представителям обеих сфер. Только открытое сотрудничество поможет достичь результатов и принести прибыль.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *