Достижения и провалы Закона «О внутреннем водном транспорте»: анализ эксперта

Закон Украины «О внутреннем водном транспорте», о котором так долго твердили оптимисты отрасли, принят и подписан президентом. Он вступает в силу через год. Что же кроется за этой долгожданной новостью? Какие сюрпризы приготовил законодатель речному и морскому судоходству в Украине?

Автор этого материала уже писал для «Портов Украины» о новеллах законопроекта №2475-а, перекочевавших в законопроект №1182-1 (нынешний Закон о ВВТ). Несмотря на бурю и натиск старых и новых «сторонников» и противников законопроекта, основная конструкция этого документа, спроектированная нами в Мининфраструктуры (при активном участии бизнеса и владельцев прогулочных и спортивных судов) в 2016-2018 годах и поддержанная профильным комитетом Верховной Рады в 2018-2019 годах, в принятом Законе устояла, и даже в чем-то окрепла.

В частности, удалось сохранить финансирование судоходных шлюзов за счет доходов гидроэнергетики (правда, в несколько другом виде — через рентную плату за спецводопользование). Не пропал и «Укрводшлях», хотя значительно «ослаб»: предприятие «упоминается» в одной статье как ответственное за обслуживание фарватера и вовсе отсутствует в остальных статьях. У министерства, таким образом, развязаны руки в организации структуры предприятий, обеспечивающих безопасность судоходства (это плюс), но сохраняется значительный не запрещенный Законом искус использовать средства морских портовых сборов не по назначению — как сейчас расходуются сборы на НГО и фарватер (это минус). Большим достижением бизнеса и компромиссом со стороны законодателя стало исключение из переходных положений пункта 8, который прямо разрешал использовать средства морских портовых сборов на внутренних водных путях (ВВП) в случае недофинансирования из спецфонда. Полностью пересмотрен Кодекс об административных правонарушениях — ушло в прошлое ведомственное построение (речной транспорт и маломерка в одних статьях, морской — в других), изменена почти вся диспозиция нарушений. Учрежден реестр объектов инфраструктуры ВВП, законодательно закреплены функции речной информационной системы, узаконены обязанности гидроэнергетиков по поддержанию необходимого для судоходства уровня воды…

Самое главное — речной (внутренний водный) транспорт, спортивный и малый флот получили законодательную базу, до этого отсутствующую в законах и весьма коллизионную на подзаконном уровне. Только перечень терминов состоит из 88 законодательно закрепленных определений, базовых для всего водного транспорта (морского в том числе).

Підпишіться, щоб прочитати весь матеріал

Якісна незалежна журналістика може існувати завдяки підтримці читачів, тому продовження цього матеріалу є тільки нашим передплатникам

Консультація: info@uports.com.ua

Репосты: