Для чего нужны иностранные консультанты?

Наконец-то Закон Украины о концессиях, которого так долго ждал портовый бизнес, принят!

О его экономических и юридических аспектах написали и ещё напишут другие юристы, а мы попробуем сосредоточиться на таком важном нюансе, как появление в «узаконенном» виде института консультантов (независимых экспертов и советников).

Выбор консультанта

Независимый эксперт может привлекаться концедентом к работе конкурсной комиссии с правом совещательного голоса. Такой эксперт отбирается на конкурсной основе и действует на основании заключенного с концедентом договора. Экспертом не может быть лицо, в какой-либо степени участвовавшее в подготовке тендера в роли конкурсанта или советника, либо связанное с таким лицом договором, а также граждане РФ или работающие на ее резидентов. Участие независимого эксперта оплачивается за счет регистрационных взносов участников.

Концедент может также привлекать советников для осуществления ряда задач, например, для сбора и анализа информации об объекте (due diligence), подготовки предложения по ГЧП в форме концессии, ТЭО и его аналогов, финансовой модели, систематизации информации, помощи в поиске инвесторов и т.п. Причем если стоимость объекта концессии превышает 250 млн. грн. либо таковой ожидается стоимость созданного на его базе имущества, то привлечение советника уже является обязательным.

Оплата услуг консультанта

Оплата услуг привлеченного советника может совершаться концедентом из средств госбюджета, местного бюджета или собственных средств госпредприятий, а также инвесторов и кредиторов. В таком случае заключается трехсторонний договор, где заказчиком будет выступать плательщик. При этом часть оплаты будет фиксированной, а часть – в случае заключения и успешного выполнения концессионного договора, т.е. «гонорар успеха» (success fee), в процентах от вложенных инвестиций или концессионных платежей. Однако, на сегодняшний день рынок ещё в ожидании принятия Кабмином расчетов этой фиксированной части.

Кроме того, для осуществления перечисленных выше задач советников, концедент может привлекать и международные финансовые организации (МФО). Тогда заключается договор, регулирующий обязанности участников подготовки концессии, включая и будущего концессионера, распределения финансовых затрат на подготовку, в том числе на работу советников, гарантирующий компенсации в случае отказа концедента от концессии и т.д.

При этом на договор с МФО не распространяются процедуры Закона о публичных закупках. И, конечно же, советник не может быть участником концессионного конкурса или связанным с ним (аффилированным) лицом, а также подпадать под критерии недопуска к конкурсу (признанные банкротами, состоящие в стадии ликвидации/реорганизации, принадлежащие на 10% и выше РФ и юрлицам РФ, госпредприятия и пр.).

Иностранный опыт + украинская специфика

А вот советники, консультанты и эксперты со стороны концессионера, хоть в законе и не прописаны, но без них никак не обойтись. Причем, очевидно, что они должны иметь местную, украинскую экспертизу или украинских экспертов, а также международный опыт.

Иностранная компания с богатым международным опытом и высоким реноме, особенно, если в ее портфолио числятся проекты под эгидой таких солидных международных финансовых учреждений как Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Международная финансовая корпорация и т.п., весьма высоко ценится коммерческими банками, у которых инвесторам придется брать кредиты под бизнес-план или ТЭО.

Незаменимы такие советники и при крупных сделках по приобретению активов, слиянию/поглощению и т.д., эта функция в международной практике так и называется – Transaction Advisor. И, естественно, при осуществлении всех перечисленных операций или разных вариантов государственно-частного партнерства (ГЧП), как-то концессия или аренда, в нашей стране обязательно понадобятся местные специалисты в сфере права, экологии и пр., для анализа всех аспектов осуществления сделки и ее последствий – технических, юридических, экологических, финансовых и даже социальных.

Потенциальные инвесторы это, конечно же, осознают. Более того, и к нам, и к нашим нидерландским партнерам Maritime & Transport Business Solutions (MTBS) уже обращались представители крупных зарубежных компаний в связи с объявленным началом тендеров по пилотным проектам концессии в портах Ольвия и Херсон. В данном случае мы вынуждены были отказаться в силу правил Международной финансовой корпорации, которая ранее финансирована работу консорциума по созданию ТЭО проектов концессии, где мы принимали участие под брендом MTBS Ukraine. Классический конфликт интересов.

Повод для оптимизма

Однако, и украинские, и европейские консультанты с оптимизмом смотрят уже в ближайшее будущее. Совсем недавно новоназначенный министр инфраструктуры огласил планы по ГЧП в свете наконец-то принятого Закона о концессиях. В планах и азовские порты, и терминалы Одессы, и паромный комплекс Черноморска. И это только в морской портовой сфере.

Новое правительство явно намерено продолжать линию разгосударствления хозяйственных активов, не имеющих стратегического значения, и передачи их в частное управление.

Этот отказ от советского наследия плановой экономики государственного капитализма сродни сбрасыванию оков трудовым народом, как ни парадоксально это звучит. И, простите за каламбур, чтобы уйти от советского прошлого, без советников не обойтись.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *