Александр Глущенко, директор издательства «Порты Украины»

Александр Глущенко стал директором издательства «Порты Украины» в октябре прошлого года. Срок достаточный, чтобы читателям заметить изменения, которые произошли с «Портами», а Александру — проанализировать их и определить перспективы. Воспользовавшись преимуществами дистанционной работы нам удалось поговорить о журнале и сайте «Порты Украины», их специфике и аудиториях, монетизации, новых проектах, работе на карантине и многом другом.

Александр вы пропали из публичного пространства в конце прошлого года. До этого — активный блогер, участник ивентов, соведущий панелей на логистических конференциях. Потом — пауза.  Отсюда первый вопрос: это связано с вашей новой должностью? 

– Да, самым прямым образом. Я взял паузу в публичности с момента вступления в должность директора издательства «Порты Украины». Еще точнее, моя публичность стала носить другой характер. Мы же говорим о публичной компании с большим количеством партнеров, работающей с большой аудиторией. Поэтому мои действия в этой должности тоже публичны. Все что, я делаю, имеет целью конкретный результат. Но это именно действия, а не только слова. И это не только мои действия, а всего коллектива. А в соцсетях меня действительно стало меньше. Причина банальна — нехватка времени. Иногда приходилось работать в режиме 24/7. 

Цели и средства

С чем связана такая загруженность? Вы же пришли в налаженный работающий бизнес?

– С одной стороны это так. С другой — это только становится бизнесом в полном смысле.  Естественно, я пришел не на пустое место, а в компанию с историей и именем. С другой стороны, раз у собственника возникла необходимость в смене CEO – это показатель, что его перестали устраивать результаты. То есть, деятельность компании нуждалась в изменениях. Передо мной были поставлены конкретные задачи: расширение аудитории, ее лояльность, диджитализация, монетизация продуктов издательства, работа в интересах отрасли. Анализ, что и как нужно менять, план немедленных действий и  бизнес-стратегии, их реализация в условиях ограниченности ресурсов и специфики работы издательства потребовали времени.

В чем вы увидели специфику издательства?

– Начнем с того, что у нас фактически два офиса — в Одессе и Киеве, работу которых нужно координировать. Мы установили контакт между двумя этими подразделениями. Мы приняли стратегическое решение что у нас сайт и журнал это схожие по тематике, но разные по содержанию продукты. Они не дублируют друг друга, но необходима координация. Кроме того, журнал «Порты Украины» мы издаем в партнерстве с киевской компанией «Корпоративные медиа». Это еще один уровень координации. Еще одна особенность: сфера нашего интереса – не только морская отрасль и не только приморские регионы.  Это требует выездной работы от Измаила и Рени до Мариуполя и Киева. Наконец, мы начали продвижение,  по сути, отдельных продуктов, но пока в оболочке нашего сайта.

Читатели заметили, что сайт изменился с Вашим приходом. Это планировалось?

– Не сразу и не только сайт. В работе старой версии накопились проблемы, решать которые эволюционным путем не имело смысла. Сайт был «заточен» под конкретных людей, которые раньше его администрировали. Любые изменения нуждались в длительных разбирательствах и согласованиях, умноженных на человеческий фактор.  Какое-то время я основную часть своих ресурсов, в первую очередь, времени тратил именно на решение этих проблем, пытаясь сохранить все, «как было».  Но потом понял, что лучше тратить его на создание продукта, который будет одинаково лоялен ко всем, кто им будет управлять. Это вопрос не только технологии, но и этики. Мой принцип — не создавать проблем тем, кто придет после меня.

Мы перешли на новый премиальный домен, на новый «движок», изменили дизайн, навигацию, добавив много новых функций, установили полноценный сервис оплаты наших продуктов, обновили фотобанк, практически сохранили архив материалов старого сайта.

Эта работа закончена?

– Сегодня я сомневаюсь что в этом году мы закончим (смеется). 2020 год мы точно проведём его в постоянном усовершенствовании и разработке, предлагая всё новые и новые лучшие продукты. 

Конференция «Зерновые терминалы: новые проекты, оборудование и технологии», организованная издательством «Порты Украины». Фото: архив

Новые продукты: в интересах аудитории

Вы сказали о работе с аудиторией и ее лояльности. Это часть стратегии?

– Это жизненный опыт (улыбается). Несколько лет я был частью аудитории «Портов» как инженер по грузопотокам ГП «Бердянский морской торговый порт». Я общался с десятками коллег и это очень пригодилось мне в новой должности. Есть понимание, что определенные продукты, которые важны для отрасли пока никто не делает. Я не буду утверждать, что знаю все настроения аудитории, но мы с коллегами много времени посвятили беседам с практиками.  Мы попытались выяснить что им нужно? Чем мы можем быть полезны? Например, так выяснилось что есть информация, которая нужна всем, но ею никто не владеет по отдельности. Мы начали ее собирать в раздел Data Port который теперь может служить подспорьем в работе для очень многих специалистов. Когда я работал в порту, для меня, например, было проблемой сделать анализ грузопотока и фрахтовых ставок по какому-то грузу за несколько месяцев — это значило найти журналы, которые расползались по управлению, найти таблицы, свести все в свою таблицу, писать аналитику и т.д. Теперь это можно делать в несколько кликов мышкой.  

Совместно с компанией «Новикъ» мы сделали раздел Lineup — график подходов судов. Я рассчитываю что к нам присоединятся ещё компании, которым важно это направление, хотят чтобы была более качественная информация они и другие читатели получали каждый день.

Почему они не присоединились за это время?

– Думаю, потому что много компаний, которые боятся раскрывать своих клиентов — и отправителей, и получателей. Какую-то статическую информацию, как правило, даже тяжело узнать, например, данные по грузообороту какой-то стивидорной компании. Ну, всё-таки эта информация есть, она достаточно открыта, но многие еще считают что это стратегическая информация. 

На Ваш взгляд, сообщество выиграет от того что это информация станет более обширной и более доступной? 

– Уверен, если эта информация будет доступна, она будет прозрачна, тогда те же грузоотправители и фрахтователи  смогут планировать загрузку свою судов в том или ином порту, смогут более качественно продавать свою продукцию на внешние рынки,  эта информация только принесет пользу всем.  Можно говорить, что этого нет, но конкуренты в этом бизнесе знают друг о друге практически все, что им нужно. Они просто покупают эту информацию у тех, через кого она идет. Мы же предлагаем делать это цивилизованно. Маск вот выложил свои ноу-хау в открытый доступ и не умер (смеется). 

Я рассчитываю что к нам присоединятся ещё компании, которым важно это направление, хотят чтобы была более качественная информация они и другие читатели получали каждый день.

Сейчас мы стараемся усовершенствовать и улучшить эти сервисы, стараемся больше получить информации. Мы открыли новые разделы по фрахту, по аналитике фрахтовых ставок, по графикам подходов и обработки судов. Мы сейчас разрабатываем сервисы по статистике грузоперевалки в портах. И работаем над тем, чтобы этот контент и этот продукт был максимально понятным и доступным для наших читателей,  чтобы всё консолидировать в одном месте, в удобном формате. Поэтому мы не останавливаемся. Раздел  PortData постоянно находится в стадии разработки, постоянно улучшается функционал. Мы идем по такому пути, что, скорее всего, сделаем платформу, которая будет интегрирована в сайт: и таблицы, и графики и данные которые будут предоставляться нашим читателям, они будут непосредственно находиться на наших серверах на нашем сайте.

Кто раньше начал, тот и первый  

Многие обратили внимание, как изменилась страница «Портов» в Facebook… 

– Да, одним нравится, другим — не очень. Это нормально. Но мы приняли решение интенсифицировать активность в Facebook, фактически как бы создав свой третий продукт. Пусть более субъективный, более свободный который должен привлекать внимание к сайту. Есть же категория людей, которым важно для начала просто почитать заголовки. Потом приняли решение что она будет неким отдельным медиа продуктом. Который имеет своё лицо, может высказывать какие-то субъективные мысли, с которыми можно не соглашаться. Но соотношение субъективного и объективного к каким-то новостям мы держим. Я стараюсь не вмешиваться в этот контент который там производится.  Но мы видим рост аудитории по странице в Facebook, более того, заходят ли люди с Facebook на сайт или наоборот. Например, переход на новый домен и временная блокировка старого домена не дали нам возможности перевести его аудиторию автоматически. Прежде всего наполнение трафика нового сайта пошло со страницы Facebook. То есть мы нарастили  аудиторию читателей сайта в первый месяц практически до прежнего уровня только благодаря Facebook. И сейчас ежедневная аудитория сайта — это примерно 60% заходов с Facebook.

А ведь есть еще страницы в Telegram и Linkedin с их часто непересекающейся аудиторией.  

И вот в результате мы подошли к тому этапу когда готовы были начать новые проекты и монетизацию всего и вся, но тут грохнул коронавирус с кризисом.

Карантин многое изменил в работе издательства?

– С точки зрения редакционных процессов — нет. Как говорят, кто раньше начал, тот и первый. Многие совещания у нас проходили по скайпу задолго до карантина. Строго высиживать определенное время в издательстве тоже никогда не требовалось. Журнал верстается и печатается в Киеве, весь процесс его создания давно отработан. Мы вынуждены были перенести апрельский номер на май не потому, что не могли его отпечатать. Было много неясного по логистике и распространению.  Сайт мы изначально выстраивали на дистанционную работу. Так что внутри процесса потери качества практически не произошло. А вот во внешних процессах… В этой ситуации все вынуждены уйти на дистанционную работу или на карантин, многие договоренности со многими рекламодателями оказались как бы отсроченными. Кризис повлиял на активность рекламодателей. Одни компании сразу срезали или перенесли на второй план рекламные бюджеты в связи с кризисом. Другой тип компании, причём их практически поровну, наоборот увеличивают свои бюджеты на рекламу и считают, что кризис — самое время стартовать, как можно больше себя позиционировать, быть на виду. Такие изменения мы наблюдаем: появляются новые компании, причём, много зарубежных, которые понимают что сейчас самое время войти на украинский рынок.

Чего ждать читателям после выхода из карантина?

– Изменения идут постоянно, просто иногда они не видны сразу. Будут они после окончания карантина. Прежде всего, мы активируем все процессы по ивентам которые сейчас заморожены до окончания карантина. Возникла проблема с Национальным Морским рейтингом, с церемонией его завершения и награждения всех победителей.  Которую мы надеемся с окончанием карантина благополучно провести.  Надеемся, что проведем ее на более высоком уровне. Обязательно, помимо «Контейнерного саммита» и конференции «Зерновые терминалы» будет добавлено несколько новых конференций, ивентов которые сейчас находятся в стадии подготовки. Карантин — хорошее время для того, чтобы мы продумали все эти проекты и стартовали уже после него. Однозначно будут новые форматы. Накануне мы обсуждали, стоит ли проводить онлайн-конференцию. Но от этой идеи отказались потому, что всё-таки людям важно живое общение, важна коммуникация между компанией, просто уже все соскучились за другом. И мы ждём пока закончится эта он-лайн жизнь… Кроме этого есть ряд проектов, до 5-6, которые будут реализованы в этом году. 

О расстановке приоритетов

Что для вас в приоритете: традиционный журнал или сайт с новыми проектами ?  Особенно в условиях пандемии.

– Журнал остаётся. Он уникален. И он нужен. Мы понимаем и по звонкам, и по вопросам, и по уточнениям — где выйдет статья: в журнале или на сайте? Это непосредственная реакция людей. Под разговоры о том, что принт умирает, наш журнал абсолютно никуда не девается.  Вот сайт тоже интенсифицируется и всё будет продолжаться. Во время карантина, в знак уважения к тому огромному труду на протяжении десятилетий, которая была проделана коллективом журнала, мы закончили цифровой архив его номеров с 2005 года. Это достаточно тяжёлый сложный проект который мы реализовали в течение нескольких недель. Оцифровано огромное количество страниц, кое-что приходилось сканировать и макетировать вручную. Но всё-таки у нас это получилось. И каждый может зайти на сайт выбрать тот или иной номер за последние 15 лет и купить его. 

Платные статьи и продажа pdf-файлов журнала — это способ выживания? 

– Как показала практика, люди отрасли — профессионалы бизнеса готовы платить за качественную журналистику и готовы получать информацию из первых рук.  Уникальную информацию. И я считаю что она достойна, чтобы иметь свою цену. У нас, как и у других медиа, немного вариантов для выживания: быть чисто дотационными для собственника,  просить помощи у читателей, оформив донат в поддержку, либо углубиться в качество материалов и брать деньги именно за уникальный и качественный контент и привлекать этим рекламодателя. Мы пошли по этому пути — монетизации качественного контента. Причём число подписчиков только увеличилось, несмотря на кризис.  При этом мы уравняли подписку на сайт и подписку на журнале к единой цене. Но, как мы видим, подписка на сайт только растет. Означает ли это что бумажная версия уходит на второй план? Абсолютно не означает. «Порты Украины» это издательство с многолетней историей, мы будем скоро отмечать юбилей. Такое издание как «Порты Украины» бумажном варианте должно существовать и должно только развиваться. 

При этом спрос на бумажный журнал остается. Удивительно, но он не пропадает, не уменьшается. Несмотря на все сложности с печатью с увеличивающейся стоимостью услуг типографии, бумаги, пока спрос на бумажный журнал не уменьшается, мы будем его издавать. по-прежнему 

О пользе работы с аудиторией

Вы говорили, что  очень много времени потратили на работу с аудиторией, с пониманием, что дает аудитория сайта и что сайт дает аудитории. Что это за люди, откуда? Как они взаимодействуют с сайтом и журналом?

– Мы постоянно следим за тем, что интересно нашим читателям чтобы они хотели увидеть на нашем сайте или увидеть в журнале? Мониторим своих конкурентов, иногда им завидуем и восхищаемся (улыбается).

Мы постоянно общаемся со стейкхолдерами: что бы вы хотели получать от нас? Что мы делаем не так? Чего не хватает?

Есть и объективная аналитика, которую дает Google. Мы видим что 30 000 пользователей в неделю посещают сейчас наш сайт, в какое время больше и меньше, с каких устройств они заходят, как они распределяются по разделам и отдельным материалам, откуда приходят. Например, в рабочее время больше всего заходов с компьютеров. Это значит, что нашей информацией пользуются для работы. Вечером аудитория перетекает в мобильники.

А как аудитория выглядит географически? 

– 80% заходов это Украина, причем за киевским и одесским регионом, что понятно и объяснимо,  идут Харьков и Днепр. По странам Соединенные Штаты Америки, Германия, Россия, Грузия, Испания, Израиль, Турция, Канада. 

Мы говорим о достаточно специфический аудитории. Это несколько тысяч человек в Украине и какое-то количество за ее пределами  кому важно знать, что происходит в наших портах. Существует порог, выше которого аудитория не может вырасти? Вы его можете определить?

– Вероятно, где-то он есть. Я считаю, что такого порога мы еще не увидели. Расширяется рынок, на него выходят новые компании,  заходят в Украину из-за рубежа, появляются новые лица в отрасли, во всевозможных администрациях. Им нужны достоверный источник о том, что происходит на рынке. С ними важно общаться, у  которых интересно брать интервью, вступать в дискуссии. Хотя и говорят что вот 10 000 человек это вся аудитория и все, потолок. Мы сейчас  расширяем аудиторию, даем информацию не только по морской отрасли. Мы заходим в такие отрасли как железная дорога, автотранспорт и автодор, зерновой и сырьевой сектора. Потому, что это все переплетается все сильнее. И без понимания проблем, например, железной дороги, не понять перспектив подвоза грузов к портам. 

Поэтому нам есть куда расти. Потолка мы даже не видим…

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *