Директор ГП «АСРЗ» Александр Логвиненко: «Подготовка к приватизации предприятия идет практически по графику»

«Порты Украины» продолжают следить за ситуацией вокруг Азовского судоремонтного завода в Мариупольском порту. Более полугода Украина остается без полноценной судоремонтной базы для судов всех типов на Азове. Сколько еще продлится эта пауза, когда закончится период подготовки к приватизации предприятия, в каком состоянии находятся его основные фонды и с чего придется начинать новому собственнику, рассказывает директор ГП «АСРЗ» Александр Логвиненко.

— АСРЗ в числе объектов приватизации в 2021 году. График подготовки к приватизации выдерживается? Есть ли проблемы, которые могут повлиять на сроки?

— Решение о старте приватизации предприятия было принято в мае 2021 года — честно говоря, я не предполагал, что оно будет так рано. Вся подготовка идет практически по графику. Сейчас мы занимаемся подготовкой документов для приватизации, и я вижу, что намечается отставание где-то в полмесяца-месяц. Это связано с тем, что большое количество правоустанавливающих документов на многие объекты недвижимости, единицы транспорта пришлось делать практически с нуля и с необходимостью их согласования и утверждения в разных инстанциях, у которых свои сроки этих процедур. На мой взгляд, к концу сентября — началу октября все будет готово к проведению аукциона.

Фото: facebook.com/asrz.mariupol

Способ приватизации уже известен — это будет аукцион?

— Совершенно верно, планируется аукцион.

В марте 2021‑го ЦИК АСРЗ был передан от ООО «СРЗ» на баланс ГП «АСРЗ». С тех пор состав ЦИК менялся или нет?

— У нас было три этапа передачи имущества: на первом часть ЦИК — 48 единиц основных средств — принял и. о. директора, на тот момент Игорь Решетов. В марте 2021 года уже я принял на баланс все гидротехнические сооружения, а в апреле мы приняли на баланс ГП все остальное имущество. С тех пор ЦИК не дробился, мы приняли все сохранившееся имущество, кроме плавкрана «Александр Черноусов», который, как известно, находится в Крыму и по которому продолжаются судебные процессы для возврата под юрисдикцию Украины.

На момент возврата ЦИК в ГП производственные мощности АСРЗ включали оборудование, принадлежащее ООО «СРЗ», которое использовалось в производственных процессах. Что с этим оборудованием сейчас? Возможно ли осуществлять производственную деятельность без него?

— По состоянию на начало сентября ООО «СРЗ» еще не вывезло все свое оборудование. Действительно, износ основных фондов — для нас это проблема. Имущество АСРЗ находилось в аренде 18 лет. Как вы понимаете, за эти годы оборудование старело — и морально, и физически, приходило в негодность. Естественно, что арендатор приобретал за свой счет то, что ему было необходимо для производственной деятельности.

Тот ЦИК, который мы приняли, не дает возможности в настоящее время осуществлять на заводе все технологические процессы и полноценную хозяйственную деятельность. И новому инвестору, который, как я надеюсь, скоро появится у предприятия, придется приобретать значительную часть оборудования,например, плазменные станки для резки металлов, фактически заново создавать литейное производство, термический участок.

Оставшееся там оборудование уже давно устарело, является абсолютно не энергоэффективным. В нынешнем состоянии ГП «АСРЗ» не способно создать полный технологический цикл выполнения работ по ремонту судов.

А ведь есть еще компьютерная техника начала нулевых годов, крайне изношенная мебель, транспорт, который, как выяснилось при перерегистрации, уже не может служить транспортным средством. Во время приемки оборудования я увидел полученные по репарациям немецкие станки, полученные по ленд-лизу американские… Самым «свежим» из них — под 80 лет. Какие допуски при обработке деталей механизмов современных судов они могут выдерживать? Те, которые действовали в 1940‑е?

Фото: facebook.com/asrz.mariupol

Уже известна ориентировочная стоимость ЦИК, который готовится на приватизацию? Какой средний процент износа основных фондов?

— Говорить о стоимости ЦИК пока преждевременно. Оценка имущества завода по бухгалтерскому учету в настоящее время составляет около 67 млн грн. Согласно процедуре приватизации, как раз сейчас мы проводим дооценку основных средств. В скором времени будем видеть цифры, которые лягут в основу расчета первоначальной конкурсной стоимости объекта приватизации.

Если говорить об износе основных средств (как, впрочем, и малоценки), которые находятся на балансе ГП, то около 95% уже самортизированы и имеют нулевую стоимость. Если говорить о реальном износе, то я бы сказал приблизительно о 80% износа основных средств.

Оформляется ли разрешительная документация на эксплуатацию объектов или решено, что это будет делать новый хозяин?

— Согласно законодательству, новый собственник обязан пройти полный цикл получения разрешительной документации. ГП уже провело работу по получению разрешительной документации на причалы для того, чтобы вести свою хозяйственную деятельность. Что касается дока, зачистной станции, плавкрана, кранового оборудования и многого другого, то по согласованию с Фондом госимущества, с учетом того, что мы входим в приватизацию, принято решение, что никакого особого смысла делать пакет разрешений для них нет. Это лишняя трата денег. Причем это достаточно большая сумма — около 10 млн грн. С учетом того, что мы не бюджетная, а хозрасчетная организация, без полного производственного цикла, заработать 10 миллионов для оплаты разрешений для нас крайне проблематично.

Какие виды деятельности ваше предприятие сейчас осуществляет?

— Мы передали 3-й и 4-й причалы для деятельности подразделения Морской охраны Украины, то есть они выведены из хозоборота. Мы также предоставили по договору доступ ООО «Укртрансагро» к причалу №2, на котором они переваливают зерно со своего терминала. Наше предприятие самостоятельно тоже занимается перевалкой зерна, цемента. Это позволяет поддерживать предприятие и проводить работу по оформлению документации для приватизации.

Фото: facebook.com/asrz.mariupol

Эта деятельность дает прибыль?

— Эта деятельность позволяет не иметь больших убытков. Хотя, например, сейчас мы имеем небольшую задолженность по зарплате и перед предприятиями, оформляющими документацию. Главная причина такого состояния, как я вижу, в нашем временном статусе. Очень трудно привлечь клиентов на выполнение каких-то работ в условиях ограниченных ресурсов и времени работы предприятия. Доверие партнеров завоевывается годами — у нас этого времени нет. А вот неопределенное будущее есть. Но мы поставлены в такие условия и стараемся работать в них так, чтобы выполнить поставленные перед предприятием задачи максимально эффективно.

Суда портофлота Мариупольского и Бердянского портов, в том числе ледокол «Капитан Белоусов», суда Морской охраны Госпогранслужбы и ВМС нуждаются в регулярном судоремонте. АСРЗ выполнял роль стратегической судоремонтной базы в регионе. Насколько понял, сейчас вы не выполняете работы, связанные с судоремонтом, тем более с докованием судов?

— К сожалению, да. Мы готовы выполнять некоторый объем работ по судоремонту небольших судов, не связанный с докованием. Можем поставить их на нашем причале и выполнить ряд работ. И сейчас у нас есть предложение выполнить такие работы, мы дошли до стадии подписания договора. Но есть проблема. Поскольку мы вновь созданное госпредприятие с уставным капиталом в 1000 грн, у меня есть полномочия подписывать договоры на сумму до 1200 грн в год. Поэтому все договоры должны проходить согласования в ФГИ. Это очень непростая процедура — требует и времени, и терпения.

К этому, наверное, стоит добавить и необходимость соблюдения тендерных процедур при закупке материалов и расходников для ремонта? Что тоже требует времени и усилий.

— Да, это еще одна особенность хозяйственной деятельности госпредприятия, о которой мы говорим и в АМПУ, и с коллегами по Мариупольскому МТП. С учетом всех этих обстоятельств я считаю, что госпредприятия поставлены в неравные условия с частниками, проигрывают конкуренцию и практически не могут выполнять договоры по судоремонту. Эта ниша будет занята частным бизнесом.

Фото: facebook.com/asrz.mariupol

Какова численность работников ГП «АСРЗ»? Это люди, перешедшие с ООО «СРЗ»?

— На сегодняшний день на предприятии числится 203 человека. Практически все — работники, перешедшие к нам с ООО «СРЗ».

Ранее сообщалось о подготовительных работах по дноуглублению в акватории АСРЗ. Каковы сейчас глубины возле причалов и когда запланировано начало дноуглубительных работ?

— Акватория АСРЗ находится в ведении администрации Мариупольского порта как подразделения АМПУ. На последнем заседании Совета порта сообщалось, что идет согласование работ с Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины. На 2022 год АМПУ уже готовит работы по дноуглублению и ведет поиск непосредственного исполнителя этих работ.

В какие сроки реально возобновить полноценную работу АСРЗ после приватизации?

— Как я уже говорил, полный пакет необходимой разрешительной документации стоит в ценах 2021 года около 10 млн грн. Это одна сторона медали. Вторая — это сроки и, собственно, инвестор. Многое будет зависеть от него. Если он будет иметь опыт судоремонта, часть необходимых разрешений, допустим аккредитацию в Регистре, то это сократит сроки начала работ. Если же для инвестора это будет первый опыт в отрасли, то нужно готовиться к тому, что это займет месяцев шесть, не меньше.

Фото: facebook.com/asrz.mariupol

И параллельно необходимо проводить работы по подготовке материальной базы будущего предприятия?

— Несомненно, эти действия должны идти параллельно. Необходимо провести ревизию определить, что именно для будущей деятельности необходимо закупить и запустить в работу. По моему мнению, необходима полная модернизация предприятия.

Я даже затрудняюсь сказать, о какой сумме инвестиций может идти речь. Относительно быстро можно наладить перевалку грузов, но это не покроет и части всех необходимых расходов. О судоремонте мы уже говорили. Что касается машиностроения, которое тоже может выполнять определенные работы, то здесь также необходимы разрешения и модернизация производственных процессов и закупка оборудования. А для всего этого необходимы оборотные средства, хотя бы на период становления деятельности нового предприятия. То есть забот у нового собственника будет много.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *