Демонополизация услуг лоцманов – мировой тренд

Свободный рынок в секторе лоцманских услуг. В Украине такая перспектива многих бросает в холодный пот. Но если мы посмотрим на ведущие морские державы (например, Данию), то увидим, что там это уже в порядке вещей.

Сейчас в Украине с подачи министра инфраструктуры Владимира Омеляна активно обсуждается вопрос демонополизации лоцманских услуг. «Я считаю, что монополия «Дельта-лоцмана» – это неправильно. Если мы идем путем уменьшения портовых тарифов и сборов – абсолютно логичным будет сделать соответствующий шаг в отношении к лоцмании. Если мы говорим о создании свободного рынка путем создания нового закона о железнодорожном транспорте, то же самое должно быть с «Дельта-лоцманом», – сказал Омелян 9 февраля.

При этом на рынке частных лоцманов должен существовать жесткий контроль со стороны государства профессионализма предоставления таких услуг, стабильности компаний и обеспечения безопасности.

Позицию министра не поддержал недавно назначенный глава АМПУ Райвис Вецкаганс. По его мнению, воздействие конкуренции в сфере предоставления лоцманских услуг в морских портах Украины может негативно отразиться на безопасности судоходства и экологической обстановке. Впрочем, эта позиция выглядит немного странно. Ведь монополия в лоцманском деле в мировой отрасли уже давно не является правилом и там набирает оборотов противоположный тренд и на безопасность это никак не влияет.

В большинстве стран Евросоюза ответственность за лоцманскую проводку возложена на национальное правительство, которое контролирует службу через Морскую Администрацию, либо соответствующее министерство.

Предоставление услуг лоцмана осуществляется:

 – только государственными компаниями (Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Кипр, Италия, Литва, Норвегия, Швеция…)

– обществами лоцманов, которые регулируются государством  (self-employed pilots) (Мальта, Германия, США …)

– только частными компаниями (Болгария, Румыния, Хорватия, Словения, Испания, Австралия…)

– государственными и частными компаниями (Дания, Великобритания, Бельгия, Россия…)

Одним из ярких примеров того как Евросоюз двигается в сторону демонополизации лоцманского дела является Дания.

В 2014 году парламент Дании одобрил предложение правительства по изменению Закона о лоцманском обслуживании (thePilotageAct). Это стало вторым этапом начатой в 2006 году реформы.

Цель нового закона – модернизация системы лоцманского обслуживания в Дании таким образом, чтобы сделать её еще более открытой для конкуренции и снизить стоимость лоцманской проводки.

Министр Предпринимательства и развития Хенрик Сасс Ларсен прокомментировал изменение закона так: “С этим новым законом  мы делаем важный и необходимый шаг к модернизации и таким образом обеспечению будущего системы лоцманского обслуживания Дании. Рынок лоцманского обслуживания судов при входе и выходе из Датских портов был открыт для конкуренции в 2006 году, и теперь мы продолжаем движение в этом направлении, постепенно открывая для конкуренции рынок лоцманcкого обслуживания судов, проходящих через датские воды (транзитом – ред)».

Предполагалось, что модернизация рынка лоцманского обслуживания позволит снизить стоимость лоцманской проводки в водах Дании, что привлечет больше судов.

Теперь Дания – одна из самых либирализированых стран мира по форме собственности лоцманской службы. Лоцманские услуги предоставляют: государственная, а также муниципальные и частные компании. Лоцманские компании могут выбрать различные формы собственности. 

Так, государственная лоцманская служба DanPilot создана в 2007 году и находится под руководством министерства, а первая частная компания Danish Pilot Service (DPS) является обществом с ограниченной ответственностью и была создана в 2007 году лоцманами нескольких крупных датских портов.  

Некоторые лоцманские компании частично принадлежат и финансируются муниципалитетам, в которых находится порт. Важно отметить, что в Дании могут работать и иностранные лоцманские компании, если они придут из страны, которая является членом ЕС или Европейской экономической зоны.

Безусловно, Украина может оставаться на том пути, где находится сегодня – с монополией в данном секторе услуг. Но аргументом в пользу именно такого сценария дальнейшего развития не могут быть опасения по поводу безопасности. Как видим, в мире есть разные форматы собственности лоцманских компаний и существующий глобальный тренд направлен именно на демонополизацию.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *