Дело о незаконном увольнении капитана Николаевского порта рассмотрит Большая Палата Верховного Суда

Дело о незаконном увольнении Министерством инфраструктуры (МИУ) капитана Николаевского морского порта Павла Рябчикова в мае 2018 года направлено на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда. Об этом сообщила Морская Палата Украины (МПУ).

Дело по иску Павла Рябчикова, который 2 мая 2018 был уволен с должности капитана Николаевского морского порта на основании п. 5 ч. 1 ст. 41 КЗоТ Украины, рассматривается судами разных инстанций с июня того же года. В частности, в декабре 2018 года Центральный районный суд Николаева удовлетворил иск капитана, признав незаконным и отменив приказ МИУ №32-О, которым были прекращены полномочия Рябчикова в должности капитана Николаевского морского порта. В апреле 2019 года Николаевский апелляционный суд отказал в удовлетворении апелляционных жалоб МИУ и ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ), оставив решение Центрального районного суда Николаева без изменений.

Не соглашаясь с решениями судов первой и апелляционной инстанций, МИУ и АМПУ в мае 2019 года подали в Верховный Суд кассационные жалобы на решение Центрального районного суда Николаева.

17 февраля 2021 года Верховный Суд в составе коллегии судей Первой судебной палаты Кассационного гражданского суда передал дело на рассмотрение Большой Палаты, для решения исключительной правой проблемы, а именно: определение четких критериев принадлежности должностей, к которым применимо пункт 5 части первой статьи 41 КЗоТ Украины. Особенностью указанной нормы является то, что это специальная норма в трудовом законе и сфера ее действия ограничена.

При этом Кассационный гражданский суд в составе Верховного Суда отметил, что системный анализ положений нормативных актов дает основания для вывода, что должность капитана морского порта не относится к должностей исполнительных (руководящих) органов юридического лица, то есть таких, которые осуществляют управление юридическим лицом, при освобождены которых возможно применение оснований, предусмотренных пунктом 5 части первой статьи 41 КЗоТ Украины, в отличие от лиц, определенных как должностные лица согласно уставу ГП «Администрация морских портов Украины», а именно: главы предприятия, заместители главы предприятия, руководители обособленных подразделений предприятия (филиалов и т.д.). Капитан морского порта выполняет функцию надзора за безопасностью мореплавания в морском порту, на подходах к нему и в смежных акваториях, а не управление юридическим лицом.

Приведенные выводы крайне важны и имеют прецедентный характер для ряда других судебных дел, в которых незаконно уволенные капитаны морских портов оспаривают незаконные увольнения (иски бывшего капитана Одесского порта Александра Антонова и бывшего капитана морского порта «Усть-Дунайск» Андрея Рижило)”, — подчеркнули в МПУ.

Государственная служба морского и речного транспорта Украины (Морская администрация) в феврале 2019 года заявила о прекращении выполнения функций капитанами портов от Администрации морских портов Украины (АМПУ), которых заменили капитаны морских портов, назначенные Морской администрацией. Капитаны портов от АМПУ оспорили увольнения, ссылаясь на закон о морских портах и Кодекс торгового мореплавания, в которых указано, что капитанов портов может увольнять и назначать лишь профильный министр. Позднее МИУ издало приказ за подписью заместителя министра Юрия Лавренюка, которым уволило капитанов морпортов на основании п. 5 ч. 1 ст. 41 КЗоТ Украины.

Капитан морского порта и служба капитана порта осуществляют надзор за безопасностью в портах. Их полномочия и обязанности регламентируются Положением о капитане порта, утвержденном приказом Министерства инфраструктуры №190 от марта 2013 года. Согласно положению, капитан порта осуществляет надзор за соблюдением законодательства в порту, проверку судовых документов, оформление прихода судов в порт, надзор за соблюдением международных договоров, выдачу квалификационных документов морякам и прочее.

Читайте главные новости отрасли на нашем Телеграм-канале

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *