Цена подписи. Какими последствиями грозит блокирование причалов АСРЗ

Работа ООО «СРЗ» уже месяц полностью парализована. «Порты Украины» собрали аргументы сторон конфликта. Формальные причины блокирования деятельности ООО «СРЗ» выглядят несостоятельными, а их последствия — непредсказуемыми.

«Порты Украины» уже сообщали о пресс-конференции исполнительного директора УК «Мариупольская инвестиционная группа» (МИГ) Олега Иванюшенко и генерального директора ООО «СРЗ» Олега Турского, посвященной кризису, причиной которого стало блокирование причалов предприятия. Напомним, что 1 февраля начальник Управления Государственной службы морского и речного транспорта Украины (капитан) Мариупольского морского порта Александр Дружинин издал распоряжение о запрете швартовки судов к причалам ООО «СРЗ». Все это время работа предприятия была полностью парализована, что сделало невозможным выполнение обязательств перед контрагентами, поставщиками, собственными работниками, бюджетом, в том числе — по поставке электроэнергии, газа и других энергоносителей.

Однако проблема не исчерпывается безработицей, грозящей 500 работникам ООО «СРЗ» и убытками нескольких предприятий. Последствия блокады выходят далеко за рамки экономики. Речь идет о возможном влиянии действий определенных должностных лиц на обороноспособность Украины в этом регионе и экологическую опасность для акватории Азовского моря и побережья, которая может возникнуть практически в любой момент и стать реальной, а не надуманной причиной нанесения вреда имиджу Украины, как международного морского партнера.

СБУ и имидж Украины

Как стало известно «Портам Украины», именно последний аргумент, по словам спикера управления СБУ в Донецкой области Галины Прищепы, стал основанием для обращения ведомства в службу капитана Мариупольского порта. Результатом чего якобы и стало распоряжение капитана порта. «У нас появилась информация, что причалы данного завода находятся в неудовлетворительном состоянии. Это могло привести к чрезвычайным ситуациям, а в случае повреждения кораблей под иностранными флагами еще бы и навредило имиджу Украины, как международного морского партнера», — заявила она мариупольским журналистам в пятницу, 26 февраля. «Поэтому мы передали информацию в службу капитана Мариупольского морского порта, они направили свою профессиональную проверку на судоремонтный завод и информация предоставленная СБУ подтвердилась», — добавила Прищепа.

Интересно, что на сайте СБУ, обычно публикующем информацию о действиях, в том числе и профилактических, своих территориальных подразделений, никакого упоминания о предотвращенной угрозе имиджу Украины опубликовано не было.

А вот, по словам Дмитрия Черевко, директора по эксплуатации ООО «СРЗ», инспекторы службы капитана порта были на причалах в январе всего один раз. И единственное замечание, сделанное ими в предписании, касалось снега, остававшегося на причале после прошедшего в выходные снегопада. Ни о какой полноценной проверке состояния гидротехнического сооружения речи не было. «Других каких-то требований в плане эксплуатации, технического состояния, ремонта не было», — говорит он. Черевко утверждает, что запрет капитана порта был сделан только на формальном основании: «Просто так сказать, что причалы непригодны к эксплуатации — для этого нужны основания. Запрет был только на основании отсутствия разрешительных документов. Технического освидетельствования не проводилось — ни службой капитана порта, ни Регистром судоходства Украины потому, что мы подавали запрос на проведение освидетельствования. Этого не было».

В свою очередь, капитан Мариупольского порта Александр Дружинин говорит, что еще в сентябре напоминал руководству ООО «СРЗ» о необходимости проведения обследования. Зная, что такое обследование не выполнялось специалистами Регистра судоходства Украины и требует проведения подводных работ, капитан тем не менее утверждает, что состояние причалов «очень плохое». «Я напоминал руководству СРЗ, что обследование не проведено. Техническое состояние сооружения плохое, оно в очень плохом состоянии. На этом основании была проведена соответствующая проверка, которая выявила массу недостатков», — отметил он.  

Дружинин уверен, что может трактовать законодательство Украины. Он утверждает, что не принимает аргументацию ООО «СРЗ» о том, что, согласно ст. 5 Закона Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции», действие документов разрешительного характера, выданных субъектам хозяйствования, работающим в зоне АТО (ООС), срок действия которых истек в период ее проведения, считаются такими, действие которых продлено на период проведения АТО (ООС). Таким образом, все свидетельства о пригодности гидротехнических сооружений акватории ООО «СРЗ» являются действующими в настоящее время. «Мы, Морская администрация, считаем, что это не касается технического состояния и безопасности мореплавания», — утверждает Дружинин.

Морад и последствия

Создается впечатление, что позиция центрального органа исполнительной власти может привести к непредсказуемым последствиям, которые выходят далеко за рамки мифического вреда бортам иностранных судов.

ООО «СРЗ» официально предупредило, что срыв контрактных обязательств перед клиентами из-за блокирования деятельности может привести к критической нехватке средств для оплаты непрерывного электроснабжения не только ООО «СРЗ», но и субпотребителей, которым предприятие поставляет электроэнергию через границы электропередающих организаций. На конец февраля предприятие уже задолжало энергетикам около 2,6 млн грн, и те предупредили об отключении электроэнергии.

По информации УК «МИГ», в этом случае поставки электроэнергии прекратятся для таких субпотребителей, как воинская часть №1472, ГП «Госгидрография», ГП «ММТП» (причалы Мариупольского морского торгового порта), КНС №8 КП Мариупольское ПУВКХ, теплоход «Пономаренко» (АМИ ОНМА), катера Мариупольского отряда Регионального управления морской охраны Госпогранслужбы.

Прекращение электроснабжения поставит под угрозу безопасность судоходства в акватории Мариупольского порта, экологию Азовского моря и охрану государственной морской границы Украины. Последствиями отключения электричества, в частности, станут:

  • затопление плавучего дока и, как следствие, блокирование акватории Мариупольского порта и утечка нефтепродуктов в море;
  • прекращение работы навигационного сооружения ГП «Госгидрография», которое защищает судозаходы в темное время суток в акваторию Мариупольского порта;
  • отключение канализационной насосной станции №8 Мариупольского ПУВКХ, вследствие чего фекальные воды будут выброшены в акваторию Азовского моря и возникнет экологическая катастрофа;
  • остановка обслуживающего оборудования катеров морской охраны, что приведет к неспособности пограничников защищать государственную морскую границу.

Как видим, существуют вполне реальные угрозы чрезвычайной ситуации, которые намного превзойдут «беды», от которых первоначально хотело защитить Украину местное управление СБУ. Тем более, что его спикер, фактически умыла руки ведомства, признав, что работа предприятия полностью заблокирована, заявив при этом: «СБУ тут выступила, скорее, как служба, которая рекомендует, а не запрещает».

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *