Что стоит за демпингом на буксирные услуги в Одесском порту?

На вопросы «Портов Украины» ответил эксперт рынка, член наблюдательного совета ООО «Блек Си Товинг» (BLAST) Евгений Чернышенко.

Евгений, на прошлой неделе Одесский порт дважды за четыре дня понижал тарифы на буксирные услуги — в общей сложности на 60%. Что, на Ваш взгляд, происходит с конъюнктурой рынка и чего ждать в будущем?

— Прежде всего я хочу подчеркнуть, что выражаю сугубо свои субъективные соображения как эксперт и они могут отличаться от позиции предприятия.

А отвечая на ваш вопрос хочу сразу задать встречный: «Вот Вы так обезличено упомянули «Одесский порт». А можете ответить на вопрос: «Кто сегодня является руководителем этого предприятия?».

Кто же, по Вашему мнению?

— Никто. В буквальном смысле слова. Смотрите, назначенный и.о. директор Мясковский с января отстранен на период проверки хозяйственной деятельности предприятия. Причем предыдущий министр проявлял неординарную настойчивость, дважды продлевая эту самую проверку, а последний приказ о продлении еще на три месяца был и вовсе подписан министром в последний день пребывания в должности. Во время отсутствия Мясковского, и.о. был господин Гармаш, а последние приказы, с которых Вы начали, подписаны уже неким Швецом, потому что господин Гармаш предусмотрительно оказался на больничном (улыбается). При этом из СМИ мы узнаем, что де-факто предприятием управляет ни один, ни второй, ни третий, а некий четвертый персонаж, находящийся в статусе «замначальника по вопросам безопасности». Непосредственно господин Мясковский об этом много рассказывал после отстранения. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, приходится, в первую очередь, констатировать полное отсутствие адекватного менеджмента предприятием, где за органами управления оказываются какие-то люди по совершенно рандомной выборке. Во-вторых, как Вы правильно заметили (да и все мы имели возможность ознакомиться с позицией порта на их информационных площадках), в ГП «ОМТП» за несколько дней дважды меняли тарифную политику, дрейфуя в диапазоне от абсурда до комедии, что опять же говорит о тотальном отсутствии банальной экспертизы, не говоря уже о таких высоких материях, как понимание рынка и происходящих там процессов, какой-то визии, концепции, стратегия развития предприятия и т.д. 

В ГП «ОМТП» объясняют свою позицию неблагоприятным финансовым положением и невозможностью конкурировать, в частности, с вашим предприятием из-за более высоких ставок.

— Серьезно обсуждать то, что написано у них на сайте или в Фейсбуке — категорически невозможно. Просто мы снова возвращаемся к разговору об уровне менеджмента. Есть несколько сущностных вопросов, которые действительно имеет смысл задать тамошним руководителям. Например, почему они решили бороться с головной болью через гильотину, немедленно после прихода новой отраслевой команды? Почему до этого они мирились с ежемесячными убытками и невозможностью конкурировать? Вот со всеми теми бедами, которые они описывали у себя в соцсетях. Что мешало объявить бизнесу джихад хотя бы на месяц раньше? Мне представляется куда более любопытной именно логика поведения, а не рефлексии на эту тему… И, кстати, будет весьма любопытно посмотреть на правовую оценку таких манипуляций с тарифообразованием со стороны следственных органов и государственной регуляторной службы, например. Разумеется, если ГП «ОМТП» удастся сделать хотя бы одну работу на таких условиях.

За неделю действия таких глубоких скидок порту не удалось привлечь ни одного клиента?  И если да, то почему?

— Судя по информации на этот момент, в ОМТП еще не сделали ни одной работы. И совершенно определенно потеряли порядка 4-5 швартовых операций, которые сделали бы в нормальных условиях. Что касается второй части вопроса, это как раз то, чего, к сожалению, решительно не понимают те люди, которые были инициаторами этих манипуляций с тарифами. Понимаете, эта штука не работает линейно. Существуют такие вещи как тендеры, долгосрочные договорные отношения, штрафные санкции, определенные условия дисконтирования (valuable discounts), в том числе в других акваториях, дополнительный сервис (value added service) и т.д. Кроме того, ведущие фрахтователи, судовладельцы, брокеры, агентские компании — люди профессиональные и неглупые. Они точно понимают, что, если тебе вдруг предлагают что-то в два раза дешевле, чем оно стоит на рынке — это в 100% случаях нечто, от чего надо держаться подальше. Потому что в среднесрочной перспективе выйдет точно дороже. 

Таковы сегодняшние реалии. Рынок устроен таким образом. А руководство госпредприятия до сих пор живет в какой-то дремучей, абсолютно совковой парадигме а-ля «уроним рынок демпингом и всех победим». Помимо этого, ГП банально не может себе позволить таких экспериментов, потому что госуправление такого рода активами уже давно доказало неэффективность и рудиментарность во всех своих проявлениях. Возьмите аналитику и посмотрите разницу в закупке тонны дизеля у государственной компании и частной в один период времени, во сколько обходится док у тех и других, численность экипажей, оплата труда, материально техническое обслуживание, и т.д.  При этом основные фонды почти всех ГП изношены на 80-90%, а их реновация более или менее бессмысленна. Поэтому я горячо поддерживаю любые форматы скорейшего выхода государства из бизнеса. Государственное участие в нашем случае должно в конечном счете сводиться к регуляторной, фискальной и природоохранной функции. Все остальное рынок отрегулирует самостоятельно и достаточно быстро.

Каким Вы видите реальное предложение тарифов на буксирные услуги в ближайшей перспективе?

— Если смотреть на фундаментальные факторы, то мы видим, что традиционные для нашего экспорта сырьевые рынки почти каждую неделю обновляют максимумы, суточные ставки фрахта за последние полгода выросли в несколько раз и находятся на рекордных отметках с 2007 года, цены на нефть уже в районе $73 за «бочку». Если этот тренд сохранится — можно ожидать незначительного роста тарифов в районе 10-15% к началу осени. 

— А чего вы ожидаете от ГП «ОМТП» в дальнейшем?

— Если я правильно понимаю их логику принятия решения, а все говорит именно об этом, тамошним decisionmaker’ам в точности с теорией Дарвина необходимо преодолеть определенный эволюционный путь. Сначала им надо прочувствовать на собственной шкуре, что бить себя дубиной по голове — это потенциально смертельно. Затем они задумаются, что возможно что-то идет не так, ну и так далее… (улыбается) Поэтому я отвожу на такого рода эксперименты не более месяца.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *