Что происходит на Одесской таможне, и где обещанное реформирование?

Давно такого не припомню, чтобы ко мне в течение трех дней подряд обращались компании — члены Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ) с жалобами на беспредел в таможне.

Исходя из имеющихся у нас данных (см. инфографику) о соотношении морских и сухопутных грузопотоков, бОльшая часть оформляется через морскую границ, и, обратите внимание — из этой части порядка 70% грузов, включая все контейнерные грузы, обрабатываются исключительно в зоне деятельности Одесской таможни.

Инфографика: АМЭУ

Вернемся к обращениям.

Обращение от компаний, которые занимаются оформлением продуктов, фруктов и овощей, на то, что не принимают декларации к таможенному оформлению. Задача — поднять таможенную стоимость и «обилетить». Запускают операторов, которые будут оформляться по цене ниже, чем все остальные. Для нас с вами это — оплата со своего кармана коррупционной составляющей и завышенного тарифа;

Другая компания оформила в августе груз по цене $6,35 за килограмм, таможня незаконно увеличила стоимость до $7 за килограмм, оплата разницы — снова за счет потребителя, так как продукция реализуется в сетях супермаркетов.

Субъект подал в суд на таможню, получил решение суда, которое вступило в законную силу. Как вы думаете, по какой цене таможней была оформлена декларация на новую партию? Нет, не по $6,35, даже не по $7, а по $7,19. Чтоб неповадно было судиться!

Для нас с Вами стоимость данной продукции (орехи кешью) стала дороже на 18 гривен за килограмм при первом оформлении и на 24 гривни — при втором. Не удивляемся, почему растут цены в магазинах.

На однородную партию товара одному из крупнейших импортеров бытовой техники таможня начала назначать формы контроля — досмотр и взвешивание по распоряжению нового руководителя.

Практика показывает, что целью подобных «инициатив» является склонение субъектов работать на «взаимовыгодных» условиях формата «Вы нам благодарность, мы вам — несоздание препятствий».

Похожие инструменты применяются в отношении как импортных, так и экспортных грузов — «пробивают почву», кто поведется и как отреагирует рынок.

Напомню, каждый досмотр и взвешивание не только производятся за счет владельца груза, но влекут за собой простой автотранспорта, дополнительные расходы за сверхнормативное использование контейнера, порчу товарного вида груза и, как показывает практика, недостачи.

Экспедиторы говорят о «реинкарнации» в новую ОТреформированную таможню прайса 2013 года, если не хотят проблем (оригинальность зашкаливает). Напомню эти цифры, отраженные в Исследовании процедур таможенного оформления в портах Одессы и Ильичевска, проводимого Миссией Евросоюза по приграничной помощи Молдове и Украине (см. документ внизу текста).

  • Визирование наряда — от $5 до $10 за контейнер.
  • Оформление ПП/ПД, им-40 — от $20 до $50 за контейнер.
  • Ускорение оформления (в течение 1:00 после предоставления документов) — $50 за контейнер.
  • Оформление при обнаружении весовых несоответствий: при фактичном весе менее заявленного — $50 за каждую неполную тонну груза, при фактичном весе более заявленного $100 за каждую неполную тонну груза.
  • Отмена надуманного осмотра — $50-500 за контейнер (см. фото досмотровой рампы, загруженной на 100%).
  • Отмена надуманного осмотра со 100% выгрузкой — $500-1000 за контейнер.
  • Статистика обработки контейнеров за 2020 год достигла показателя более 600 тыс. контейнеров (более 1 млн TEU).
Загруженность досмотровой рампы, Одесская таможня, 20 января 2021 года. Фото: АМЭУ
Вид досмотровой рампы, Одесская таможня, 20 января 2021 года. Фото: АМЭУ

При запуске вышеописанного прайса выходят хорошие цифры — миллионы долларов в месяц, десятки в год, и это без процедуры самого оформления, то есть лишь пропуск через таможенную границу.

За мою историю с 2007 года данная ситуация означает лишь одно — нужно собрать «кассу» и показать увеличение по платежам. Такие методы широко распространялись в 2011-2013 годах, когда таможню возглавлял Игорь Калетник, а впоследствии всеми вопросами занимался ныне опальный экс-министр доходов и сборов — Клименко. Задача проста, методы те же, но не думал, что это называется РЕФОРМА.

От имени Ассоциации международных экспедиторов Украины мы обратились к очередному временному руководителю Одесской таможни Алексею Бочко, с приходом которого начались обращения с злоупотреблениями, с просьбой провести открытую встречу с представителями бизнеса, как мы проводили ранее с Южноукраинским офисом Европейской бизнес-ассоциации и всеми субъектами, но ответа, увы — нет.

Павел Рябикин, все это происходит от Вашего имени. Не таких реформ мы ожидали…

С учетом попытки «войнушек» таможни с силовиками абсолютно анархического состояния таможни и ее территориальных подразделений к хорошему не готовимся…

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *