Что год грядущий нам готовит? (текущее состояние и прогноз развития фрахтового рынка сухогрузного тоннажа)

Валерий Войниченко
Фрахтовый обозреватель,
к.э.н.

Противоречивая динамика БФИ в январе - ноябре 2020 г., зеркально отражает процессы, происходящие в мировой экономике из-за COVID-19.

По последним прогнозам МВФ мировая экономика в 2020 г. сократится на 4,4%, что чуть лучше предполагавшегося в июле падения на уровне 4,9%. Напомним, что в январе с.г. МВФ прогнозировал рост мирового ВВП в 2020 г. на 3,3%, но COVID-19 внес свои сокрушительные коррективы. Здесь уместно вспомнить, что финансовый кризис в 2008 г. привел к падению мирового ВВП в 2009 г. только на 0,1%. То есть, последствия от COVID-19 для мировой экономики гораздо плачевнее, чем от финансового кризиса 2008 г.

По прогнозам ЮНКТАД мировая морская торговля в 2020 г. снизится на 4,1% с последующим умеренным ростом в 2021 г. на уровне 4,8%. Причем, для последнего показателя следует принимать во внимание весьма большое число факторов неопределенности, способных его существенно ухудшить.

Тем не менее в отношении декабря 2020 г. у большинства морских аналитиков сложился достаточно радужный настрой, который зиждется в основном на пресловутом китайском факторе. Поэтому основная интрига в умах морских аналитиков сейчас относится к темпам восстановления фрахтовой конъюнктуры в 2021 г.

Балкерный рынок

Несмотря на некоторое оживление фрахтовой конъюнктуры во второй половине ноября преобладающим в рассматриваемом периоде является понижательный тренд. Начав ноябрь на отметке в 1284 пункта, Балтийский фрахтовый индекс сухогрузного тоннажа (БФИ) к середине месяца опустился до 1111 пунктов (-13,5%) после чего понемногу восстановил позиции, достигнув 1227 пунктов в последнюю торговую сессию ноября. Тем не менее среднее значение БФИ в ноябре с. г. составило всего 1180 пунктов, что на 451 пункт или 27,7% отстает от октябрьского уровня.

Главной и единственной причиной ноябрьского снижения БФИ явилось падение фрахтовой конъюнктуры для балкеров «кейпсайз», поскольку все остальные категории балкеров зафиксировали ее рост, особенно во второй половине месяца.

Динамика Балтийского фрахтового индекса в ноябре 2020 г.

Тип тоннажа

02.11.2020

16.11.2020

30.11.2020

Балкера "кейпсайз" (BCI)

1895

1481

1522

Балкера "панамакс" (BPI)

1275

1214

1427

Балкера "супрамакс" (BSI)

943

884

1022

Балкера "хендисайз" (BHI)

590

585

654

БФИ сухогрузного тоннажа (BDI)

1284

1111

1227

Источник:Baltic Exchange

Средние значения БФИ в 2020 гг.

Тип тоннажа

Ноябрь
2020 г.

Октябрь
2020 г.

Сентябрь
2020 г.

3 кв.
2020 г.

2 кв.
2020 г.

Балкера "кейпсайз" (BCI)

1588

2850

2179

2526

1133

Балкера "панамакс" (BPI)

1284

1345

1384

1456

821

Балкера "супрамакс" (BSI)

930

976

953

903

498

Балкера "хендисайз" (BHI)

600

596

569

508

290

БФИ сухогрузного тоннажа

1180

1631

1412

1522

783

Источник:Baltic Exchange

Волатильность Балтийских фрахтовых индексов в ноябре 2020 г.

Показатели

BCI

BPI

BSI

BHI

BDI

Максимум

1895

1429

1022

654

1284

Минимум

1414

1165

882

582

1111

Среднее

1588

1284

930

600

1180

Коэффициент волатильности max/min

1,34

1,23

1,16

1,12

1,16

Количество смен тренда                
                                           ­

3

1

1

1

2

¯

3

1

2

Показатели рассчитаны автором

Индекс BCI для балкеров «кейпсайз», составивший в начале ноября 1895 пунктов, в конце месяца составлял лишь 1522 пунктов, показав снижение на 373 пункта или 19,7%. Среднее значение индекса BCI в ноябре составило 1588 пунктов, что почти вдвое меньше чем в октябре.

Средний заработок «кейпсайзов» в ноябре колебался в диапазоне 12880-15715 пунктов, что значительно ниже октябрьского уровня. Отметим также, что средний уровень ставок на перевозку железной руды «кейпсайзами» из Тубарао (Бразилия) на Циндао (Китай), составлявший в 2019 г. 18,6 USD/т за 11 месяцев 2020 г. снизился до 14,9 USD/т или на 19,9%. При перевозках угля из Боливара (Колумбия) на Роттердам ставки снизились с 9,6 USD/т в прошлом году до 8,1 USD/ т (-16,0%) в нынешнем.

Средний заработок балкеров различного типоразмера в ноябре 2020 г. USD/сут.

Типоразмер балкеров

02.11.2020

16.11.2020

30.11.2020

Балкера "кейпсайз"

15715

12282

12621

Балкера "панамакс"

10236

10924

12846

Балкера "супрамакс"

10372

9728

11242

Балкера "хендисайз"

10629

10541

11775

Соотношение ставок "кейпсайз"/"панамакс"

1,54

1,12

0,98

Источник:SeaSure

Индекс BPIдля балкеров типа «кейпсайз» заметно подросший во второй половине ноября, закончил его на отметке в 1427 пунктов, что на 152 пункта или 11,9% больше, чем в начале месяца. Среднее ноябрьское значение индекса BPI составило 1284 пункта, что свидетельствует о некотором отставании от октябрьского уровня (-4,5%).

Средний заработок «панамаксов» в ноябре колебался в пределах 10250 -12850 USD/сут. При этом на плече Континент -Д.Восток в конце ноября он достиг 21200 USD/сут., в круговых трансатлантичесих рейсах - 15120 USD/сут, транс тихоокеанских -12570 USD/сут, и только в направлении Д. Восток — Континент - 4280 USD/сут.

Примечательно то, что если в начале ноября средний заработок «кейпсайзов» более чем в полтора раза был выше чем у «панамаксов», то в конце месяца уже на 2% отставал от него.

Неплохо сложился нынешний ноябрь и для балкеров «супрамакс», для которых индекс BSI вырос с 943 до 1022 пунктов (+8,4%), достигнув своего максимума в текущем году. Среднее значение индекса BSI в ноябре составило 930 пунктов, что немного ниже, чем в ноябре из-за понижательной тенденции в динамике ставок на «супрамаксы» в первой половине месяца.

Средний заработок «супрамаксов» в ноябре составлял 9730-11250 USD/ сут., практически сравнявшись в конце месяца с аналогичным показателем для «панамаксов». В отправках с Мекс. залива США на Д. Восток «супрамаксы» в конце ноября могли заработать 22106 USD/ сут., а на Континент- 16950 USD/ сут. На плече Средиземного моря - Д. Восток средний заработок «супрамаксов» составил порядка 17725 USD/ сут.

Отметим, что после октябрьского бума, в ноябре откатились назад фрахтовые ставки в Черноморском регионе. Образовавшийся здесь избыток тоннажа не давал возможности судовладельцам ставить вопрос об их повышении. К примеру, «супрамакс» дедвейтом 58000 т на плече Черное море -Д. Восток мог претендовать на ставку порядка 15000 USD/ сут.

В однозначном выигрыше от ноябрьской динамики фрахтовой конъюнктуры оказались балкера «хендисайз», для которых индекс BHI вырос с 580 пунктов до 654 пунктов (+10,9%). Это максимальное значение индекса BHI с октября 2019 г., т. е. за последние 13 месяцев. Среднее значение индекса BHI в ноябре составило 600 пунктов, что в отличие от всех остальных категорий балкеров, немого превосходит октябрьский показатель.

Однако из-за недостаточного предложения грузов при наличии избыточного предложения тоннажа ставки для «хендисайзов» в направлении Черное море-Континент не превышали 9250-9500 USD/сут. В тоже время на плече Руан -Марокко при перевозках зерна «хендисайз» дедвейтом 39000 т мог заработать 15000 USD/сут.

Динамика среднего заработка балкеров различного типоразмера за последние 12 месяцев

Изменение уровня спотовых и ставок годичного тайм-чартера в конце ноября 2019-2020 гг. %

Типоразмер тоннажа

Спотовые ставки

Годичный тайм-чартер

Балкера "кейпсайз"

-44,2

-22,4

Балкера "панамакс"

+23,2

0

Балкера "супрамакс"

+22,1

-5,3

Балкера "хендисайз"

+29,4

-3,0

Источник:BancheroCosta

Прогнозы игроков рынка

Как уже отмечалось в самом начале этой статьи, в отношении декабря 2020 г. у большинства морских аналитиков сложился достаточно радужный настрой, который зиждется в основном на пресловутом китайском факторе. Дело в том, что Китай явился единственной страной мира, для которой МВФ в 2020 г. прогнозирует рост ВВП (+1,9%). КНР, в отличие от других стран, не только не снизила производство стали, но даже прилично нарастила его (+4,5% за 9 месяцев 2020 г. в то время, как мировое производство стали за тот же период снизилось на 3,2%). Обеспечивая увеличение объемов выплавки стали, Китай за первые 10 месяцев 2020 г. импортировал 975,2 млн. т железной руды, что на 11,2% больше, чем за аналогичный период 2019 г.

По прогнозам WoodMackenzie импорт угля Китаем в декабре с. г. может достичь 20 млн. т после значительного падения в июле-октябре 2020 г. К этому нужно добавить, что, по данным VesselsValue, по состоянию на середину ноября в портах КНР простаивало в ожидании выгрузки 133 балкера (в основном с углем из Австралии), из которых 59 судов имели задержку более 20 суток. А, по данным BIMCO, некоторые суда из-за жестких ограничений и более строгих импортных квот ожидали постановки к причалу с июня с. г.

Підпишіться, щоб прочитати весь матеріал

Якісна незалежна журналістика може існувати завдяки підтримці читачів, тому продовження цього матеріалу є тільки нашим передплатникам

Консультація: info@uports.com.ua

Репосты: