Блокирование причалов АСРЗ: юридический анализ

Больше месяца продолжается блокирование причалов ООО «СРЗ» (СРЗ) по решению капитана Мариупольского морского порта, который своим распоряжением от 1 февраля 2021 года №3/14-4-35-21 запретил с 1 февраля 2021 года швартовку морских судов к гидротехническим сооружениям (ГТС) предприятия (Распоряжение). Всего речь идет о 15 ГТС, включая 9 причалов, 4 плавпричала, пирс для швартовки плавпричала и котлован плавдока.

Морская администрация обвинила СРЗ в непроведении ежегодных осмотров ГТС, без которых действие свидетельств о пригодности ГТС к эксплуатации (Свидетельства) прекращается. Кроме того, в коротких интервью для СМИ капитан порта также утверждает о неудовлетворительном техническом состоянии ГТС, которое не позволяет безопасно эксплуатировать эти объекты.

В свою очередь, СРЗ ссылается на статью 5 Закона Украины от 2 сентября 2014 года №1669-VII «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» (Закон №1669-VII) и утверждает об автоматической пролонгации Свидетельств, поскольку хозяйственная деятельность завода осуществляется на территории проведения АТО. Также предприятие отрицает обвинения Морской администрации о ненадлежащем техническом состоянии ГТС.

Мы попытались разобраться в ситуации с точки зрения правомерности и состоятельности аргументов сторон в разрезе положений специального законодательства.

Мотивы Распоряжения капитана и техническое состояние ГТС

Распоряжения капитана мотивировано тем, что согласно базы данных ГТС Регистра судоходства Украины (Регистр), причалы СРЗ по техническому состоянию имеют статус «не определен» и не имеют Свидетельств. При этом в Распоряжении отсутствуют какие-либо упоминания о проведении осмотра ГТС и установления невозможности их дальнейшей эксплуатации.

Проверка базы данных ГТС Регистра подтвердила наличие записей «не определен» в графе «Техническое состояние элементов ГТС» по всем спорным объектам, данные Свидетельств отсутствуют. При этом записей о наличии каких-либо дефектов ГТС также нет, что свидетельствует об отсутствии проверок, осмотров или обследований ГТС инспекторами Регистра, направленных на установление ненадлежащего технического состояния, о чем публично заявляет капитан порта.

Положение об организации и порядке осуществления технического надзора за гидротехническими сооружениями воднотранспортного комплекса (приказ МИУ №21 от 16 января 2014 года) (Положение №21) предусматривает, что надзорная функция Регистра за техническим состоянием ГТС осуществляется путем проведения первичного, очередного, ежегодного или внеочередного осмотров. Исходя из заявлений капитана порта о якобы наличии дефектов ГТС, которые вызывают сомнения относительно возможности безопасно эксплуатировать ГТС, именно эти факты являются основанием для проведения внеочередного осмотра. По результатам такого осмотра инспектор Регистра должен составить акт, которым подтверждается, ограничивается или приостанавливается действие Свидетельства о пригодности ГТС к эксплуатации, и вносятся соответствующие отметки в свидетельство. Судя по содержанию Распоряжения и базы ГТС Регистра, внеочередной осмотр не проводился, поэтому версия об аварийном состоянии спорных ГТС и публичные заявления капитана в этой части нельзя считать обоснованными.

Положения Закона №1669-VII

Парламент 2 сентября 2014 года принял закон №1669-VII, который призван обеспечить поддержку субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения АТО, а также не допустить значительного ухудшения их социально-экономического состояния, что указано в пояснительной записке к законопроекту. Исходя из положений статьи 1 Закона №1669-VII, а также отсутствия указа Президента Украины о завершении АТО, на сегодняшний день закон продолжает действовать и распространяется на город Мариуполь.

Согласно статье 5 Закона №1669-VII лицензии и документы разрешительного характера, выданные субъектам хозяйствования, осуществляющим свою деятельность на территории проведения АТО, срок действия которых истек в период ее проведения, продолжают свое действие на период проведения АТО.

Именно положения статьи 5 Закона №1669-VII являются одним из ключевых аргументов СРЗ в отношении действительности Свидетельств и возможности безопасно эксплуатировать свои ГТС. Однако для начала необходимо разобраться, можно ли считать Свидетельство документом разрешительного характера.

Правовой статус и значение Свидетельства

Положение о Государственной системе управления безопасностью судоходства (утверждено постановлением Кабинета министров №1137 от 7 октября 2009 года) предусматривает, что государственные классификационные общества относятся к субъектам, которые осуществляют скоординированные меры в сфере судоходства, направленные на предотвращение возникновения и уменьшения последствий аварий, которые могут причинить вред здоровью и жизни человека, окружающей среде и имуществу.

В свою очередь, Положение о Регистре судоходства Украины говорит о том, что Регистр является национальным классификационным обществом, основанным на государственной форме собственности, относится к сфере управления Мининфраструктуры и действует на правах государственного предприятия на основе хозрасчета.

Одними из главных задач Регистра является технический надзор за состоянием гидротехнических сооружений воднотранспортного комплекса и ведение базы данных гидротехнических сооружений, что соответствует мерам, предусмотренным государственной системой управления безопасностью судоходства.

Таким образом, осуществляя меры по государственному обеспечению безопасности судоходства путем технического надзора за состоянием ГТС, Регистр, по сути, выступает субъектом властных полномочий, несмотря на свою организационно-правовую форму в виде госпредприятия. Определенную аналогию можно провести с деятельностью ГП «АМПУ», которому государству делегировало, по сути, фискальную функцию.

Согласно пункту 2.2 Положения №21, при осуществлении надзора за техническим состоянием ГТС Регистр выдает следующие документы: акт осмотра гидротехнического сооружения, справку о включении гидротехнического сооружения к базе данных гидротехнических сооружений и свидетельство о пригодности гидротехнического сооружения к эксплуатации. При этом эксплуатация ГТС без наличия действующих документов Регистра запрещается (п. 1.8).

Согласно пункту 2.4 Положения №21, Свидетельство выдается на пятилетний срок, однако действительно при наличии акта ежегодного осмотра ГТС, которым подтверждается его надлежащее техническое состояние.

Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» дает достаточно широкое определение понятия «документ разрешительного характера», одним из главных признаков которого является его обязательный характер для целей осуществления хозяйственной деятельности. Объектом, на который выдается такой документ, может быть, в частности сооружение, которое вводится в эксплуатацию или проектируется.

Таким образом, СРЗ не может эксплуатировать ГТС и осуществлять свою основную деятельность (30.11 Строительство судов и плавучих конструкций) без действующих документов Регистра. Комплексный анализ Закона о разрешительной системе дает основания считать, что Свидетельство имеет признаки документа разрешительного характера. Судебная практика по этому вопросу не сформирована, однако в реестре удалось найти несколько судебных решений, в которых подтверждается такая позиция (дела № 2а -2601/10/2770, № 206/4547/16-к). В этой связи Свидетельства СРЗ формально подпадают под статью 5 Закона №1669-VII, а значит срок их действия подлежит автоматической пролонгации, независимо от проведения ежегодного осмотра.

С учетом вышеизложенного, на мой взгляд, в данной спорной ситуации должна действовать презумпция надлежащего технического состояния и возможности безопасной эксплуатации ГТС, пока обратное не будет доказано Регистром и/или Морской администрацией по итогам, например, внеочередного осмотра ГТС. Данная позиция коррелирует с публичными заявлениями капитана порта о намерении провести проверку технического состояния ГТС и все же подтвердить наличие существенных дефектов. Также следует помнить, что, несмотря на истечение срока действия Свидетельств 31 декабря 2019 года (последний ежегодный осмотр проводился в декабре 2018 года), СРЗ продолжал открыто эксплуатировать ГТС на протяжении всего 2020 года. Следовательно, Морская администрация своим поведением фактически подтвердила автоматическую пролонгацию документов, что СРЗ должно толковать в свою пользу (принцип equitable estoppel или запрет на противоречивое поведение).

По всей видимости, СРЗ будет вынуждено либо согласиться с позицией Морской администрации, либо обжаловать Распоряжение капитана в судебном порядке с применением обеспечительных мер (приостановления действия акта).

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *