Блокада Суэца. Драй Балк выстоял?

Блокирование Суэцкого канала совпало с трендом снижения фрахтовых ставок на рынках Черного и Средиземного морей. Также черноморским фрахтовым ставкам «повезло», что инцидент произошел вне зернового сезона. После новости об инциденте 23 марта и до момента возобновления движения в канале в Черном и Средиземном морях сохранялось достаточное предложение тоннажа, и роста фрахтовых ставок не наблюдалось. Находились отдельные судовладельцы, которые пытались играть на повышение и квотировать выше рынка, аргументируя, что канал будет заблокирован надолго, однако в целом на ожидания игроков рынка влияли регулярные позитивные новости о ходе спасательных работ от администрации Суэцкого канала.

Даже если бы спасательная операция затянулись еще на неделю, количество тоннажа в регионе все еще находилось в балансе с предложением грузовой базы. Дело в том, что рынок в Тихом океане, Западной Индии и Персидском заливе сегодня исторически высокий, соответственно количество тоннажа в балласте из этих регионов в Черное море практически нулевое. В результате инцидента «застряли» суда преимущественно со стороны Красного моря, которые выгружались в портах Саудовской Аравии, Йемена, Судана, Египта и возвращались обратно.

Основные прямые финансовые потери понесли те судовладельцы и операторы, суда которых физически «застряли» и оказались заложниками ситуации. Эти потери составили около $28-35 тыс. в сутки для балкеров со стороны Средиземного моря и $10-15 тыс. для балкеров со стороны Красного моря. Таким образом, суммарные потери судовладельцев и операторов от простоя судов за весь период блокирования канала с 23 по 29 марта составил $170-210 тыс. для балкеров со стороны Средиземного моря и $60-90 тыс. для балкеров со стороны Красного моря.

К числу непрямых потерь следует отнести:

1. Пропущенные контрактные даты погрузки в Черном и Средиземном морях (для судовладельцев, суда которых «застряли» со стороны Красного моря). Учитывая, что ставки на рынке за этот период снизились, судовладельцы будут вынуждены заключать новые договора на перевозку по меньшим ставкам.

2. Возможные финансовые потери трейдеров, грузоотправителей из-за задержки в отправке груза. В свою очередь, покупатели получили возможность ситуативного пересмотра цены на груз.

3. Возможные финансовые потери грузополучателей из-за задержки в доставке груза. Между тем это сложно оценить, поскольку обычно «балкерные» контракты на перевозку не имеют жесткой привязки ко времени транзита из порта погрузки в порт выгрузки.

Что касается информации, а точнее сказать — слухов о том, что некоторые судовладельцы якобы рассматривали возможность обходного маршрута — через мыс Доброй Надежды. Дело в том, что разница в рейсе из Черного моря в Северный Китай составляет 21-22 дня, что, учитывая сегодняшнюю рыночную ситуацию, соответствует около $1 млн для партии зерна объемом 55-60 тыс. тонн.

Возможность переориентировать трафик в обход Африканского континента действительно могла иметь место, скажем, в случае решения Египта о лихтеровке — то есть, возможно, долгосрочного блокирования Суэца. В таком случае мировой рынок фрахта фундаментально бы вырос из-за увеличения тонно-миль, а также но фоне спекулятивных новостных факторов.

Отмечу также, что некоторые судовладельцы, балкеры которых шли из Красного моря, в оперативном порядке пытались искать груз из Красного моря в восточном направлении и, таким образом, избежать прохода Суэцкого канала. Вот случай из личного примера. Для нашего судна, которое завершило выгрузку в Красном море и должно было прийти в Суэц 26 марта, то есть в самый «разгар» истории — удалось договориться с судовладельцем об эквивалентном балластном бонусе в обмен на выход судна из чартера прямо в порту выгрузки.

Что ж — инцидент исчерпан. Администрация Суэцкого канала задекларировала организацию дополнительных конвоев в обоих направлениях, через считанные дни канал вернется к привычному режиму работы. Уверен, что это форс-мажорное происшествие убедительно доказало жизненную важность шиппинга и судоходства как реального сектора мирового экономики.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *