Балкеры держат марку. Обзор фрахтового рынка сухогрузного тоннажа в июле 2021 года

После провального для балкерного тоннажа 2016 года с его небывало низкой фрахтовой конъюнктурой повышение тона рынка в 2017 году для многих игроков казалось начальным этапом его восстановления. Однако, как показали реальные события, этот оптимизм оказался преждевременным, и фрахтовые ставки 2018-2020 годов оказались ниже, чем в 2017 году. И лишь с начала 2021 года рынок балкерного тоннажа стал резко набирать никем не спрогнозированные обороты. Причем совершенно неожиданно, особенно для 1-го квартала, когда обычно имеет место традиционный сезонный спад. И вот уже семь месяцев не прекращаются споры по поводу того, переживает ли балкерный рынок новый супер-цикл или это обычный всплеск фрахтовой конъюнктуры. Каким бы ни был ответ на этот вопрос, большинство морских аналитиков все же едины во мнении, что в основе нынешнего благополучия балкеров лежат фундаментальные факторы соотношения спроса и предложения.

Что говорят эксперты

В своем последнем, июльском обзоре World Economic Outlook Международный валютный фонд (МВФ) оставил неизменной величину роста мирового ВВП в 2021 году на уровне 6%. Напомним, что в октябре 2020 года рост мировой экономики на будущий год оценивался в 5,2%, а в январе 2021 года — 5,5%. По оценкам МВФ, ВВП Китая в 2021 году вырастет на 8,1%, а Индии — на 9,5%. Оценка роста экономики стран ЕС в 2021 году увеличена с 4,4% до 4,6%.

Неплохо смотрятся и показатели роста мирового ВВП на 2022 год, которые МВФ увеличил с 4,4% до 4,9%. При этом рост экономики КНР в 2022 году составит 5,7%, Индии — 8,5%, и Европы — 4,3%. Хотя предыдущий (апрельский) прогноз составлял 5,6%, 6,9% и 3,8% соответственно.

Таким образом, устойчивый рост мировой экономики в 2021-2022 годах должен обеспечить высокий спрос на балкерные перевозки.

Что касается предложения тоннажа, то аналитики Shipping Strategy оценивают его рост на уровне 3% в ближайшие три года. То есть спрос на перевозки будет явно опережать предложение тоннажа, ограниченное довольно умеренным размещением новых заказов на балкеры. Кстати, это одна из причин, из-за которых в Shipping Strategy отказываются признавать новый суперцикл. Поскольку в 2005-2008 годах (общепризнанный период предыдущего суперцикла) имел место как чрезвычайно высокий и стабильный взлет фрахтовых ставок, так и резкий всплеск заказов на балкерный новострой. Ни того ни другого пока что не наблюдается в настоящее время.

Просто на протяжении января-июля 2021 года на рынке балкерного тоннажа, по мнению аналитиков Shipping Strategy, наблюдается достаточно высокая фрахтовая конъюнктура, подверженная высокой амплитуде колебаний, особенно для кейпсайзов. И это продлится как минимум до конца 2021 года — после чего при благоприятном развитии ситуации тенденция сможет действительно перерасти в суперцикл.

Уровень фьючерсных котировок на балкерный тоннаж по состоянию на конец июля 2021 года, $/сутки

Типоразмер тоннажаПериод фьючерса
Август
2021 года
3-й квартал 2021 года4-й квартал 2021 года1-й квартал 2022 года
Балкеры кейпсайз37 75032 75035 75017 964
Балкеры панамакс30 5003100028 90020 240
Балкеры супрамакс32 75032 00028 75019 538
Балкеры хендисайз31 250305002650017650

Источник: FIS, Banchero Costa

Аналитики Drewry в своем июльском обзоре Maritime Financial Insight применительно к балкерному рынку подчеркивают определяющую роль КНР в сегодняшнем благополучии рынка. Более того, в Drewry прогнозируют, что высокий спрос Китая на балкерные перевозки сохранится.

В ALLIED Shipbroking отмечают, что в основе роста фрахтового рынка балкерного тоннажа в первые семь месяцев 2021 года действительно лежат фундаментальные, а не спекулятивно надуманные (на волне чрезмерного оптимизма) факторы, действие которых распространяется и на вторую половину 2021 года.

Аналитики Jefferies подчеркивают, что нынешний портфель заказов на балкерный новострой на уровне 5,8% от действующего тоннажа при здоровом спросе на перевозки дает все основания полагать, что наблюдающийся фрахтовый бум не является краткосрочным явлением.

Еще дальше в своем оптимизме идет руководство компании Berge Bulk, считающее, что во втором полугодии 2021 года вырастет спрос на перевозки бразильской железной руды в Китай. Кроме того, увеличатся объемы морского импорта угля со стороны КНР, что подхлестнет рост фрахтовых ставок. А дополнительным фактором укрепления фрахтовой конъюнктуры станет сокращение предложения тоннажа из-за простоев, обусловленных большим скоплением судов в портах погрузки/выгрузки.

Не менее оптимистично настроено и руководство компании Euro Dry, апеллирующее к «исключительно сильному спросу» на перевозки железной руды и угля в совокупности с ростом объемов перевозок зерна, бокситов, никелевой руды, клинкера, известняка и других неосновных балкерных грузов. Все это должно обеспечить процветание балкерного рынка на протяжении ближайших двух-трех лет.

Более консервативной точки зрения придерживаются аналитики Braemar ACM, считающие, что нынешняя высокая фрахтовая конъюнктура в первую очередь распространяется на хендисайзы и супрамаксы, в то время как кейпсайзы переживают обычные взлеты и падения ставок под воздействием ситуативных факторов спроса и предложения. При этом высокий тон фрахтового рынка сохранится только до конца 2021 года, после чего начнется снижение фрахтовых ставок. Правда, оно не будет носить обвальный характер.

Большое число факторов риска для дальнейшего укрепления фрахтовой конъюнктуры за пределами 2021 года видят и в ALLIED Shipbroking. Один из них — это сокращение объемов морского импорта сои со стороны КНР во втором полугодии 2021 года.

Но, как бы там ни было, заключенные в конце июля фьючерсы котируют ставки на оставшиеся 5 месяцев 2021 года на уровне 32 750-37 750 $/сут. для кейпсайзов, 28 90030500 $/сут. — для камсармаксов, 28750-32 750 $/сут. — для супрамаксов и 26 500-31250 $/сут. — для хендисайзов.

И хотя фьючерсы, заключенные на первый квартал 2022 года, заметно ниже, они все еще остаются на уровне, который рынок не видел с 2014 года. При этом нельзя исключить и того, что обозначенные на первый квартал 2022 года фьючерсы окажутся гораздо ниже фактического рыночного уровня ставок — как это произошло в первом квартале 2021 года.

Июльский марш балкеров

В июле 2021 года Балтийскому фрахтовому индексу сухогрузного тоннажа (БФИ) так и не удалось повторить рекордную за последние 11 лет отметку в 3418 пунктов, достигнутую в конце июня сего года. Более того, начав июль с планки в 3338 пунктов, к середине месяца БФИ снизился до 3039 пунктов (-9%) и лишь в самом конце рассматриваемого периода смог почти наверстать потери на уровне 3292 пунктов. Тем не менее, на протяжении всего июля БФИ ни разу не опустился ниже 3000 пунктов и имел весьма низкую волатильность, составившую не более 10%.

Как результат, среднее значение БФИ в июле составило 3188 пунктов, что на 258 пунктов, или 8,8%, превышает июньский показатель.

Наиболее высокую волатильность в размере 31% в июле имел индекс BCI для балкеров кейпсайз, который четырежды менял тренд в сторону повышения и трижды — в сторону снижения. Превалирование повышательного тренда подтверждается тем, что индекс BCI, начав июль на отметке в 3609 пунктов, завершил его на уровне 4306 пунктов, увеличившись на 16,7%. Среднее значение индекса BCI в июле составило 3665 пунктов, что на 224 пункта, или 6,5%, больше, чем в июне.

Волатильность БФИ в июле 2021 года

ПоказателиBCIBPIBSIBHIBDI
Максимум43064 2692 9451 7603338
Минимум3 2933 3042 7741 5493 039
Среднее3 6653 7932 8741 6713 188
Коэффициент волатильности max/min1,311,291,061,141,10
Количество смен тренда ⇧411-4
32--3

Показатели рассчитаны автором

Підпишіться, щоб прочитати весь матеріал

Наш продукт – незаангажована, перевірена та важлива фахова інформація. Наші передплатники отримують її в повному обсязі, бо розуміють її цінність. Приєднуйтесь до тих, хто підтримує якісну журналістику!

Консультація: info@uports.com.ua

Репосты: