Александр Басюк, начальник Администрации морского порта «Черноморск»

Конкурентоспособность морских портов прежде всего зависит от уровня развития их инфраструктуры. Об инфраструктурных проектах в Черноморске рассказывает начальник Администрации морского порта «Черноморск» Александр Басюк

– Как идет реализация программ дноуглубления в порту?

– Создание достаточных глубин в акватории – одна из приоритетных задач Администрации порта. Реализация масштабных проектов дноуглубления ведется в порту «Черноморск» с 2018 года.

Так, уже выполнено дноуглубление подходного канала до 16 м, в акватории 1-го бассейна проведено дноуглубление до 15 м судового хода и операционной акватории в районе причалов №1-6 (первого и контейнерного терминалов). В апреле этого года объявлена процедура открытых торгов по проведению дноуглубительных работ в акватории в районе причалов №12-18, в июне поступили предложения от дноуглубительных компаний. Пока работы проводились подрядным способом, но в будущем рассматривается возможность выполнения дноуглубления собственными силами ДП «АМПУ». Так, шаг за шагом мы будем повышать конкурентоспособность порта.

Необходимость увеличения глубин в акватории порта продиктована планами портовых операторов по развитию перегрузочных комплексов и терминалов. В свою очередь, дальнейшие мероприятия по дноуглублению должны быть обоснованы обязательным гарантированным увеличением грузооборота со стороны соответствующего субъекта хозяйствования.

– В прошлом году перевалка хлебных грузов в Черноморске выросла более чем на 37%, сегодня зерновые составляют половину всего грузооборота порта. За счет чего (помимо хорошего урожая) были достигнуты такие результаты? Ведь конкуренция среди портов за эти грузы высока.

– Действительно, в 2019 году в морском порту «Черноморск» было обработано рекордное количество зерновых грузов – 12,7 млн тонн. Рост объёма перевалки был достигнут за счет увеличения грузооборота таких крупных портовых операторов, как СП ООО «Трансбалктерминал», ООО «Ильичевский зерновой терминал», ООО «СП Рисоил Терминал» и другие. Увеличение грузооборота произошло не только благодаря рекордному урожаю зерновых в 2019 году, который превысил 70 млн тонн, но и за счет эффективного использования мощностей терминалов для обработки дополнительных объёмов, а также за счет четко выстроенной транспортной логистики и конкурентной политики.    

– Какие инвестиционные проекты реализуются в порту?

– В настоящее время в активной стадии реализации находится проект группы компаний «Кернел» – «ТрансГрейнТерминал» по строительству зернового комплекса годовой перегрузочной мощностью 5 млн тонн с объёмом единовременного хранения 300 тыс. тонн. Уже построена складская инфраструктура с объёмом единовременного хранения 138 тыс. тонн. В конце текущего года ожидается начало эксплуатации построенных мощностей, с использованием причалов №14-15.

«СП Рисоил Терминал», в рамках реализации проекта создания зернового терминала общей мощностью 4,5 млн тонн в год, построил емкости с объемом единовременного хранения 255 тыс. тонн. Компанией уже достигнута мощность по обработке зерновых грузов в 2,85 млн тонн в год. Ведется работа по согласованию и проектированию строительства пирса на стыке причалов №10 и №11.

– Не так давно АМПУ и МИУ безуспешно пытались привлечь в Черноморск глобального контейнерного оператора – компанию Hutchison. Есть ли другие планы, чтобы оживить старый контейнерный терминал порта?

– Проект концессии первого и контейнерного терминалов ГП «МТП «Черноморск» и имущества ГП «АМПУ» (причалы №1-6) определен Министерством инфраструктуры Украины в качестве потенциального. Окончательная компоновка территории терминала под развитие контейнерных мощностей будет определена по результатам разработки технико-экономического обоснования концессионного проекта. Уверен, что с приходом концессионера появятся реальные шансы вернуть данный грузооборот в порт на взаимовыгодных условиях – как для государства, так и для победителя концессионного конкурса.

– Черноморск сегодня фактически является единственными морскими паромными воротами Украины. Что делается для упрочнения этого статуса? Какие проблемы мешают развитию паромных перевозок?

– В 2019 году через железнодорожно-паромный комплекс было перегружено почти 2 млн тонн грузов. Примерно 25% от этого объема составили грузы в вагонах, около 63% в большегрузных автомобилях TIR. Порт находится на пересечении нескольких международных транспортных коридоров и транзитных маршрутов. К сожалению, сегодня этот потенциал не используется в полной мере. Основная причина — падение объемов транзитных перевозок и кризисная ситуация в мире в целом.

С целью обеспечения эффективной эксплуатации железнодорожно-паромного комплекса Министерством инфраструктуры Украины определена передача комплекса в концессию. В соответствии с приказом Министерства инфраструктуры Украины №331 от 29 мая 2020 года «Про подготовку к осуществлению государственно-частного партнерства в рамках пятого терминала ГП «МТП «Черноморск», ГП «АМПУ» работает над подготовкой закупки технико-экономического обоснования и конкурсной документации проекта концессии железнодорожно-паромного комплекса.

– Хоть и с большим трудом, но в Украине продолжается реализация норм и духа закона о морских портах, предполагающих разгосударствление в сфере портовых услуг. Какое будущее ждет госстивидора “МТП Черноморск”?

– Одной из основных функций Администрации порта в соответствии с законом о морских портах, наряду с содержанием, обеспечением эффективного использования и безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений и других объектов портовой инфраструктуры, является обеспечение равных и конкурентных условий ведения хозяйственной деятельности и получения услуг в морском порту.

Сегодня в морском порту Черноморск работает 17 портовых операторов. Наряду с ними осуществляет производственную деятельность и государственный стивидор. На сегодняшний день во всем портовом секторе наблюдается стойкая динамика сокращения доли государственных стивидоров в общем грузообороте портов. В порт приходят частные инвесторы, развивающие перегрузочные мощности, имеющие собственную грузовую базу. Государственному стивидору сложно с ними конкурировать.

– Много лет говорится о проблемах с подъездными путями, мешающими реализовать портовый потенциал Черноморска. Как идет их решение сегодня? Когда будет достроен мост через Сухой лиман?

– Вопрос развития автомобильной и железнодорожной инфраструктуры – один из наиболее актуальных. При создании новых перегрузочных мощностей в порту требуется, прежде всего, развитие станции Черноморск-Порт.

На сегодняшний день перерабатывающая способность фронтов станции составляет 912 вагонов в сутки, перерабатывающая способность фронтов порта – 1230 вагонов в сутки. При планировании проектов развития морских терминалов субъектам хозяйствования рекомендовано учитывать существующие возможности объектов припортовой железнодорожной инфраструктуры.

Также в рамках своих проектов им необходимо не только предусмотреть выполнение работ по развитию/строительству новых железнодорожных путей внутрипортовой железнодорожной инфраструктуры, но и рассматривать возможность участия в реконструкции инфраструктуры железнодорожной станции (учитывая ее сложное эксплуатационное положение) – в т.ч. за счет собственных финансовых возможностей. 

Надо отметить, что в последние годы объёмы завоза грузов в порт автотранспортом стабильно увеличиваются. В 2016-2017 годах количество автозавозов было на уровне 70-75 тыс. автомашин в год, в прошлом году это количество превысило 130 тыс. единиц, а за первый квартал текущего года уже осуществлено более 40 тыс. автовизитов.

Пока подъездные автодорожные пути к порту еще справляются, хотя движение на дорогах уже затруднено. Проблемы заторов на подъездах к городу, вызванных потоками грузового транспорта в порт, целесообразно решать в логистической связке с сухими портами, обустройством кольцевых развязок в ключевых местах дорожной инфраструктуры.

Как портовое сообщество, так и обычные жители Черноморска и близлежащих сел весьма заинтересованы в строительстве стационарного мостового перехода через Сухой лиман взамен устаревшего и выработавшего ресурсы понтонного моста. Основная проблема при строительстве моста – отсутствие достаточных финансовых возможностей в бюджете города.

В свое время Администрация порта уже выделяла 70 млн грн. на данную стройку. Но годы идут, стоимость строительства объекта, в силу разных причин, растет. По результатам проведенной экспертизы проекта ГП «Укргосстройэкспертиза» от 27 июля 2018 года и общая сметная стоимость строительства выросла с 131,6 млн грн до 217 млн грн. На сегодняшний день освоены средства в сумме 129,7 млн грн. В данный момент решается вопрос о передаче объекта из коммунальной собственности, т.е. с баланса городского совета Черноморска, в госсобственность – на баланс службы автомобильных дорог Одесской области. Возможно, тогда вопрос с финансированием решится, и мост будет достроен.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *