«А» и «Б» сидели на трубе, или размышления о портовых сборах

Начиная с 2017 года, между Болгарским пароходством и Администрацией морских портов Украины возникли разногласия в отношении взимания с железнодорожных паромов «Герои Одессы» и «Герои Севастополя» портовых сборов, утвержденных приказом Министерства инфраструктуры Украины (МИУ) от 27.05.2013 года №316. Пароходство утверждает, что паромы относятся к группе «Б», в то время как Администрация настаивает на их отнесении к группе «А».

4 июня 2018 года Хозяйственный суд Одесской области частично удовлетворил требования Болгарского пароходства, признав решение ГП «АМПУ» о взимании портовых сборов с указанных железнодорожных паромов как с судов группы «А» противоправным. Однако Одесский апелляционный хозяйственный суд, в который обратилось ГП «АМПУ» с апелляционной жалобой, не согласился с мнением суда первой инстанции и удовлетворил апелляционную жалобу Администрации морских портов в части взимания портовых сборов с указанных железнодорожных паромов как с судов группы «А».

Пунктуационная ошибка как источник путаницы?

Вопрос об отнесении паромов при взимании портовых сборов к судам группы «А» или «Б» возник в связи с отсутствием (по ошибке или по незнанию) запятой, необходимой для выделения деепричастного оборота в перечне судов, относимых к группе «Б». В результате чего создалась парадоксальная ситуация, когда железнодорожные паромы, прибывающие в порт для выполнения грузопассажирских операций, стали необоснованно относиться к пассажирским судам, наряду с пассажирскими скоростными судами на подводных крыльях, к которым они не относятся. Это послужило основанием для принятия ГП «АМПУ» решения выделять из числа железнодорожных паромов те из них, которые, согласно судовым документам, являются грузовыми, и относить их при взимании портовых сборов к судам группы «А». То есть учитывать специализацию паромов, которая не предусматривается принципами, положенными в основу расчета ставок портовых сборов и группировки судов.

Конечно же, не пунктуационная ошибка определяет отнесение паромов к судам групп «А» или «Б». И не специализация судов, включая паромы, определяет необходимость предоставления им скидок при взимании портовых сборов, также, как и не специализация судов была положена разработчиками действующей системы портовых сборов в основу группировки судов. Ответ на этот вопрос – в принципах, принятых при разработке всей системы портовых сборов в Украине.

УкрНИИМФ как разработчик Положения о портовых сборах

Так исторически сложилось еще с советских времен, что разработкой положения о портовых сборах по поручению министерства занимался Украинский научно-исследовательский институт морского флота (УкрНИИМФ), который работает до сих пор. Разработанная специалистами ГП «УкрНИИМФ» новая система портовых сборов для морских портов Украины, ориентированная для работы портов в условиях новых рыночных отношений, впервые была введена в 1996 году Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.04.1996 года №442 в виде «Положения о портовых сборах». Поскольку отечественные морские порты Украины входят в мировую систему торгового мореплавания, являясь неотъемлемой его частью, разработка портовых сборов производилась ГП «УкрНИИМФ» в строгом соответствии с принципами, которые приняты в зарубежном портовом ценообразовании, с учетом условий предоставления судам скидок с портовых сборов.

Зачем судовладельцам (предоставляют) скидки с портовых сборов?

В международном судоходстве скидки с портовых сборов предусматриваются в основном судам, объективные условия работы которых обуславливают повышенные расходы на их оплату по сравнению с работой судов в обычных условиях. Так, например, суда, работающие на «коротких рейсах» («плечах») перевозки грузов и пассажиров, несут, как правило, повышенные расходы на оплату портовых сборов в связи с большой частотой захода их в порты в течение календарного года. У таких судов повышена как доля портовых расходов в структуре затрат на их содержание, так и доля этих расходов в доходах от перевозки грузов и пассажиров. Основной целью предоставления таким судам скидок при взимании портовых сборов является приведение общего уровня этих расходов в соответствие их уровню у обычных судов. Тем самым, владельцам таких судов создаются равные, с экономической точки зрения, условия для работы относительно объективных условий работы обычных судов. Поэтому в упомянутом Положении пассажирские суда и паромы (независимо от их специализации) были выделены в самостоятельную группу «Б» с предоставлением судам этой группы значительных скидок при взимании корабельного и канального сборов. Исходя из указанных условий были рассчитаны и базовые ставки этих сборов, утвержденные Приказом Министерства инфраструктуры Украины (МИУ) от 27.05.2013 р. № 316.

О причинах выделения паромов в отдельную группу «Б»

Следует отметить, что выделение паромов (независимо от их специализации) и пассажирских судов в самостоятельную группу с предоставлением этим судам значительных льгот при взимании корабельного и канального сборов было предусмотрено новой системой портовых сборов, впервые введенной в действие в советских морских портах в 1975 году, которая является прообразом портовых сборов, взимаемых в морских портах Украины.

С течением времени неоднократно производилась корректировка упомянутого Положения, вносились изменения и в условия взимания портовых сборов. Так, согласно Постановлению КМУ от 25.04.2000 года №700, среди прочих, были также внесены изменения в пункт 1, конкретно: «абзац третий после слов «пассажирские суда» был дополнен словами «включая скоростные суда на подводных крыльях». После этих изменений, группа «Б» была представлена следующим образом: «пассажирские суда, включая скоростные суда на подводных крыльях, и паромы, которые заходят в порт для выполнения грузопассажирских операций, ледоколы, которые не принадлежат порту и не арендованы им».

Такие изменения никак не повлияли на статус паромов, которые остались в группе «Б», независимо от их специализации: грузовые или грузопассажирские. Однако с введением Постановления КМУ от 12.10.2000 года №1544 (далее – Постановление КМУ №1544), постановление КМУ №442 утратило свою силу. В новом Положении о портовых сборах, утвержденном Постановлением КМУ №1544, была сохранена группировка судов, однако, в отличие от Положения о портовых сборах постановления КМУ №442, суда, относимые к группе «Б», были представлены без запятой, необходимой для выделения деепричастного оборота: «пассажирские суда, включая скоростные суда на подводных крыльях и паромы, которые заходят в порт для выполнения грузопассажирских операций, ледоколы, которые не принадлежат порту и не арендованы им».

Запятая после слов «на подводных крыльях», потерянная без какого-либо правового обоснования и цели, привела к необоснованному отнесению паромов, прибывающих в порт для выполнения грузопассажирских операций (одновременно с пассажирскими скоростными судами на подводных крыльях), к пассажирским судам. В новом Порядке взимания и размера ставок портовых сборов, утвержденном приказом МИУ от 27.05.2013 года №316, заменившем Положение о портовых сборах Постановления КМУ №1544, сохранилась предусмотренная им группировка судов на 6 групп, включая редакцию судов группы «Б» также без запятой, необходимой для выделения деепричастного оборота. В дальнейшем это послужило   основанием для принятия МИУ решения о выделении из судов группы «Б» грузовых паромов с последующим отнесением их к судам группы «А».

Необоснованный перевод грузовых паромов из одних объективных условий работы в группу судов, работающих в других, отличных объективных условиях, является грубым нарушением принятых принципов разработки действующей системы портовых сборов и установленной группировки судов. Такое решение МИУ, поддержанное решением апелляционного суда, неизбежно приведет к значительному повышению расходов грузовых паромов на оплату портовых сборов, так как судам группы «Б» при взимании корабельного и канального сборов предоставляются значительные скидки: оплата этих сборов судами группы «Б» производится только два раза в течение календарного года при каждом входе в порт и выходе их из порта с предоставлением скидки в размере 50%. Суда группы «А» оплачивают эти сборы при каждом входе в порт и выходе из порта в течение календарного года без предоставления каких-либо скидок. Это вызовет справедливое возражение у судовладельцев.

Следует также отметить, что портовые сборы, взимаемые с судов в морских портах Украины   согласно приказу МИУ №316 (за исключением административного сбора), представляют собой систему взаимосвязанных по уровню величин (сборов), основным назначением которых является создание средств, необходимых для содержания и развития морских портов. Решение МИУ о переносе грузовых паромов из группы «Б» в группу «А» приведет к необходимости пересмотра уровня действующих ставок корабельного и канального сборов для Черноморского порта, так как при расчете ставок всех портовых сборов учитывались условия их взимания, определяющие величину облагаемого судооборота. Если действующий уровень ставок корабельного и канального сборов для порта Черноморск экономически обоснован, то пересчет этих сборов с учетом их взимания с грузовых паромов как с судов группы «А», не приведет к изменению общих доходов порта от этих сборов.

Выросли сборы – вырастет фрахт

Возникнет необходимость пересмотра и действующих тарифов на перевозку грузов грузовыми паромами из-за повышения расходов на их содержание в связи со значительным ростом затрат на оплату портовых сборов. В таком случае возникнет парадоксальная ситуация, когда тарифы на перевозку грузов практически одними и теми же железнодорожными паромами (с одинаковыми условными объемами, указанными в их обмерных свидетельствах, с которых взимаются портовые сборы), работающими на одной и той же линии, для грузовых паромов будут выше, чем для грузопассажирских.

Специализация судов не должна учитываться при классификации паромов

Действующей системой портовых сборов не предусматривается специализация судов – ни при разработке группировки судов, ни для дифференциации ставок портовых сборов. В установленные приказом МИУ №316 группы судов входят суда разной специализации, назначения и разных целей захода в порт, за исключением судов группы «А», которая включает грузовые суда, прибывающие в порт для выполнения грузовых операций.  Поэтому нет оснований для учета специализации судов и выделения грузовых паромов из судов группы «Б» для отнесения их к судам группы «А».

В группу «А» были включены грузовые суда, прибывающие в порт для выполнения грузовых операций, не с целью учета специализации судов, а для принятия их в качестве базы для расчета ставок портовых сборов, так как грузовые суда составляют основу судооборота морских портов. Рассчитанные для судов группы «А» ставки всех портовых сборов применяются для начисления сборов с судов всех остальных групп в зависимости от условий их взимания, принятых для каждой группы судов. 

Действующей системой портовых сборов предусматривается дифференциация ставок только в зависимости от вида плавания судов: для судов в заграничном плавании и в каботаже.  В этом заключается основная особенность портовых сборов, взимаемых в морских портах Украины. Следует обратить внимание и на тот факт, что в примечаниях к группировке судов приказа МИУ №316, суда  групп «Д» и «Е» также относятся к судам группы  «Б», и не в зависимости от их специализации, а при условии выполнения ими грузопассажирских операций. То-есть, определяющим фактором являются условия работы судна, а не его специализация.

В данном случае не может служить основанием для учета специализации судов и ссылка на пункт 1.5 упомянутого приказа МИУ, в котором говорится, что «тип судна и его специализация определяется судовыми документами». Этим пунктом предусматривается применение установленных коэффициентов для специализированных судов с целью определения величины облагаемого условного объема этих судов при начислении сборов, а не для дифференциации ставок портовых сборов в зависимости от их специализации. Установление этих коэффициентов связано с переводом всей системы портовых сборов в конце 80-х годов прошлого века на новый базис их исчисления: с чистой регистровой вместимости судов на условный объем судов (т.н. «модуль судна») для недопущения необоснованного изменения расходов судовладельцев на оплату портовых сборов. Это было вызвано тем, что соотношение чистой регистровой вместимости и модуля у специализированных судов отличается от универсальных судов.

Отсутствие тарифной политики в портах дает отрицательный эффект

С какой стороны не рассматривать решение МИУ об отнесении грузовых железнодорожных паромов к судам группы «А» при взимании портовых сборов, нет никаких оснований признать его обоснованным. Может быть только одно этому объяснение – безосновательное желание ГП «АМПУ» любой ценой повысить свои доходы от портовых сборов. И это несмотря на явную ошибку, допущенную работниками прежнего министерства при корректировке условий взимания портовых сборов, а также того, что на протяжении многих лет со всех паромов (не зависимо от их специализации) портовые сборы взимались как с судов группы «Б». То есть учитывались соответствующие разъяснения ГП «УкрНИИМФ» – главного отраслевого разработчика системы портовых сборов.

И как тут не вспомнить недавнюю попытку работников МИУ взимать канальный сбор с судов не только за проход ими вдоль канала, но и поперек канала – за его пересечение.  А также разработку МИУ Методики расчета ставок портовых сборов с привлечением специалистов из различных областей знаний, далеких от проблем портового ценообразования, когда на протяжении 5 лет (!) ни один из шести вариантов проекта этого важнейшего отраслевого нормативного документа в области портового ценообразования так и не был принят отечественными специалистами морского транспорта. 

Вообще, трудно понять проводимую МИУ в настоящее время портовую тарифную политику и принимаемые им в области портовых сборов решения. Когда, с одной стороны, для повышения привлекательности отечественных морских портов на международных рынках портовых услуг руководством министерства производится систематическое значительное снижение общего уровня портовых сборов в отечественных морских портах, а с другой – принимается решение, приводящее к значительному необоснованному повышению расходов грузовых паромов на оплату портовых сборов, вызывая справедливое возмущение судовладельцев. Подобные действия регулятора в области портовых сборов вызывают, мягко говоря, недоумение у судовладельцев и вряд ли будут способствовать повышению привлекательности украинских портов в будущем.

Всеволод Попов

кандидат экономических наук, Почетный работник транспорта Украины,

соавтор Положения о портовых сборах

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта.

Репосты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *